СМИ: Франция выплатила России €950 млн по контракту о "Мистралях"

Мишель Плассар/ ТАСС, архив

Данные выплаты были произведены по "срочной схеме", без одобрения соответствующими властными структурами, пишет газета l'Opinion

ПАРИЖ, 25 августа. /Корр. ТАСС Михaил Тимофеев/. Франция выплатила России €950 млн в результате расторжения контракта о "Мистралях". Об этом сообщает газета l'Opinion.

"После решения о расторжении контракта (на поставку) "Мистралей" Франция уже выплатила России €950 млн. Данные выплаты были произведены по "срочной схеме", без одобрения соответствующими властными структурами. Совет министров рассмотрит этот вопрос 26 августа на своем заседании. Затем данная проблема выплат будет передана на рассмотрение парламента", - говорится в статье видного французского военного обозревателя Жан-Доминика Мерше в l'Opinion.

Мерше пишет, что согласно той информации, которой он располагает, "общая сумма выплат России" будет значительно меньше тех 2 млрд (евро), о которых ранее сообщила газета Le Canard enchaîné.

Переговоры о компенсациях и процесс их выплат

По его сведениям, выплаченная изначально Россией сумма €893 млн "была погашена Coface - Французской компанией страхования внешней торговли, обслуживавшей сделку". Остальные затраты России - на обучение экипажей и переоборудование под большой корабль причалов одного из своих портов - будут оплачены "французской государственной казной". Размер этих компенсаций должен составить €50-60 млн, заявляет Мерше.

Обозреватель утверждает, что, несмотря на расторжение контракта, "хороший доход" по нему был обеспечен судостроительной корпорации DCNS. Автор, однако, не уточняет, кто произвел выплаты в адрес DCNS. Он заявляет лишь, что переговоры между DCNS и Coface, в которых третьей стороной выступало французское государство "были ничем не легче переговоров с представителями России".

Автор выражает удовлетворение близким к завершению "первым досье по "Мистралям". Он особо отмечает, что "переговоры с российской стороной были жесткими, но в то же время достаточно сердечными" и позволили, по данным близких к ним источников, "сократить затребованную Россией сумму на несколько десятков миллионов". "Обе стороны проявили политическую волю к успешному завершению переговоров", - пишет Мерше со ссылкой на близкие к переговорам источники.

Новые потенциальные покупатели

В то же время обозреватель подчеркивает, что "второе досье по "Мистралям" будет гораздо более сложным: речь идет о необходимости для Франции продать эти корабли другим странам". По мнению военного обозревателя, "успешное завершение этого дела отнюдь не гарантировано".

При этом Мерше подчеркивает, что "французская сторона заинтересована в том, чтобы как можно быстрее продать корабли, которые не нужны ВМС Франции". Он также заявляет, что охрана и обслуживание кораблей, а также оплата их стоянки в порту Сен-Назера "ежемесячно обходится, по разным оценкам, в суммы от €1 до €5 млн".

Ссылаясь на данные, полученные им из министерства обороны, Мерше сообщает, что в настоящее время есть пять основных потенциальных покупателей вертолетоносцев, а "главными из них являются Канада, Египет и Индия". "Французская сторона готова к тому, что ей придется снизить начальную цену кораблей на 10-15%, что будет означать для Франции потерю €60-90 млн по каждому кораблю".

По сведениям Мерше, Франция "не намерена брать на себя затраты на переоборудование вертолетоносцев под требования покупателя". "В минимальном варианте они составят около €70 млн и возрастут до €250 млн при необходимости переоборудования под нормы НАТО", - говорится в статье.

5 августа пресс-служба Кремля по итогам телефонного разговора лидеров Франции и России сообщила, что президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд приняли решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку "Мистралей".

История спора о передаче "Мистралей" России. Досье

Что будет с "Мистралями"

В мае бывший министр транспорта Франции Тьерри Мариани заявил, что вертолетоносцы можно было бы продать Евросоюзу и сделать из них плавучие госпитали, на которых оказывали бы помощь нелегальным мигрантам в Средиземном море.

"Это позволило бы спасти много человеческих жизней", - сказал Мариани. По его мнению, прямо на борту кораблей можно было бы развернуть плавучий госпиталь, а также непосредственно на месте решать административно-юридические вопросы, связанные с предоставлением убежища нелегалам.

"Что такое €1 млрд для Европы, которая постоянно жалуется на отсутствие сил и кораблей для патрулирования морских границ ЕС?", - сказал Мариани.

Бывший французский министр отметил, что Париж заморозил поставку двух вертолетоносцев России из солидарности с другими европейскими странами. "Теперь очередь этих стран показать солидарность с Францией", - считает он.