3 ноября 2015, 22:48

США намерены увеличить траты на информационно-пропагандистскую работу против РФ

Здание госдепартамента США. ИТАР-ТАСС/ EPA/ JIM LO SCALZO
Здание госдепартамента США

С точки зрения госдепартамента, противостояние с Россией в информационно-пропагандистской сфере - "задача не только на ближайшее будущее, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу"

ВАШИНГТОН, 4 ноября. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Соединенные Штаты планируют наращивать расходы на информационно-пропагандистскую деятельность против России. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бенджамин Зифф подтвердил это на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам Конгресса США. Он утверждал, что речь идет не о пропаганде, а о контрпропаганде, противодействии усилиям самой России.

Прибавка агитпропу

По словам Зиффа, в 2015 финансовом году США выделили по линии госдепартамента и агентства международного развития (АМР) $66 млн "на поддержку гражданского общества и независимых СМИ в Евразии и Юго-Восточной Европе". Доля прессы в этом общем пакете составляла $16 млн. Еще $4 млн были направлены на так называемый "бюджет публичной дипломатии", то есть на поддержку самого аппарата агитпропа США.

В 2016 финансовом году, начавшемся в США 1 октября текущего года, ассигнования на гражданское общество и СМИ в регионе, включающем Россию, по словам Зиффа, должны увеличиться на 26% и достичь $83 млн. Дипломат с гордостью подчеркнул, что это предусмотрено бюджетным запросом президента США Барака Обамы для "данного сектора" ведомственных бюджетов госдепа и АМР США. Он также добавил, что работать на эти деньги предполагается не только в русскоязычном информационном пространстве, но, например, и "на Западных Балканах".

Завершил дипломат вступительное слово откровенным призывом к законодателям не жалеть денег на агитпроп. В его описании, голосовать за ассигнования такого рода - значит обеспечивать сохранение всего действующего миропорядка.

Видеть перспективу

В качестве примера организации работы Зифф рассказал, что сразу после трагического инцидента с малайзийским авиалайнером в небе над Украиной летом прошлого года госдепартамент США предоставил своему посольству в Москве услуги "130 специалистов, владеющих русским языком". Общими усилиями посольства и этой вспомогательной бригады готовились и распространялись "ежечасно обновляемые" информационные пакеты, которые "помогали опровергать российские "теории заговора", - сказал американский дипломат.

"Быстрое реагирование жизненно важно", но в долгосрочной перспективе необходим "наступательный подход", - продолжал он. Здесь примером стала деятельность так называемой "группы друзей Украины", насчитывающей, по словам Зиффа, "20 с лишним правительств-единомышленников и международных организаций". Она "регулярно проводит консультации", обсуждая содержание и методы работы, сообщил представитель госдепартамента.

Наконец, с еще более дальним прицелом, по словам американского пропагандиста, организуются "программы обменов и учебы, объединяющие журналистов и других лидеров общественного мнения в региональном и трансатлантическом масштабах".

В союзе с ЕС и НАТО

Одна из сенаторов попросила Зиффа прокомментировать профильные программы сотрудничества с Западной Европой. При этом она сама констатировала, что центры такого рода работают в Брюсселе (ЕС) и Риге (НАТО), что привлекаются также неправительственные организации и национальные СМИ наподобие "Немецкой волны".

В ответ Зифф сказал, что только что вернулся из Брюсселя, где "большая команда занимается тем же самым, что и мы здесь". "Мы с ними координируем усилия, еженедельно проводим телеконференции, часто общаемся дополнительно, делимся своими (информационными) продуктами", - пояснил он, добавив, что координационную роль играют и посольства.

"Наиболее настроены" на эту работу, по словам представителя госдепартамента, "приграничные (с Россией) страны". Зифф напомнил, что в сентябре в Польше под эгидой Национального фонда США в поддержку демократии (NED) "вживую" проводилась профильная международная конференция.

На вопрос о "работе с диссидентами в самой России" Зифф ответил, что "эту тему предпочел бы обсуждать в закрытом режиме", поскольку "так было бы полезнее для дела".

На ее же дальнейший вопрос о том, не причастна ли Россия к успехам националистических партий в Европе, последовал ответ, что "конкретные примеры" такого рода госдепартаменту не известны, но что "нынешний наплыв беженцев создает благоприятную питательную среду" для подъема националистических настроений.

С мечтой о голубых экранах

По поводу использования современных информационных технологий Зифф сказал, что 63 посольства и консульства США в Европе и Евразии применяют "весь диапазон современных СМИ". Для этого, как он заверил, у них есть подготовленные специалисты, умеющие работать как "с традиционными СМИ и лидерами общественного мнения", так и с любыми новинками соцсетей.

В этом же контексте дипломат напомнил, что руководство эфирного агитпропа США в Вашингтоне "увеличило объем русскоязычного вещания более чем на 100%", что его сетевые телепрограммы "достигают более 2,5 млн человек в неделю". По словам Зиффа, "весьма популярны" и рассылки через Twitter, осуществляемые из штаб-квартиры госдепартамента США. Мы даем из Вашингтона "мета-послание" (meta message), сказал дипломат, имея в виду пропагандистский контент, а "команды на местах" адаптируют и доводят его до местных аудиторий.

На просьбу уточнить, какие методы эффективны в работе непосредственно на российскую аудиторию, представитель госдепартамента США ответил, что лучший способ выхода на нее - телевидение, но американцам приходится работать через соцсети и сетевое вещание в интернете.

Отвечая на другие вопросы, дипломат, в частности, подтвердил, что госдепартамент США тесно координирует свои усилия в информационно-пропагандистской сфере с Пентагоном, чтобы "подход у всего правительства был общий". Как сын бывшего сотрудника Информационного агентства США - USIA, он выразил сожаление по поводу упразднения этого ведомства после распада СССР, но заверил, что госдеп теперь неплохо справляется с теми же пропагандистскими функциями, а непосредственно занятые на этой работе люди даже чувствуют себя "ближе к политике".

"Где деньги, Зифф?"

Чтобы оправдать траты американской казны, Зифф откровенно старался преувеличить масштабы "российской угрозы" для США и их союзников в информационном пространстве. Он утверждал, будто в России затраты на информационно-пропагандистскую работу "дома и за рубежом" достигают $1,4 млрд в год.

Москва утверждает, что к ней прислушиваются более 600 млн человек в 130 странах на 30 языках, сказал представитель госдепартамента США.

Впрочем, одновременно он пытался доказывать и то, будто все эти российские усилия неэффективны и отношение к России во внешнем мире по большей части негативное. Подтверждением служили данные западных опросов общественного мнения.

В заключение всего своего выступления Зифф еще раз подчеркнул, что, с точки зрения госдепартамента США, противостояние с Россией в информационно-пропагандистской сфере - "задача не только на ближайшее будущее, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу".