Парламентские выборы в Египте: второй тур в иных политических реалиях

От первого тура второй отличается чуть большим числом зарегистрированных избирателей - 28,2 млн человек против 27,5 млн в первом туре

КАИР, 20 ноября. /Корр. ТАСС Дина Пьяных/. В Египте наступил "день тишины" перед вторым туром парламентских выборов. 21-22 ноября голосование по избранию депутатов Палаты представителей пройдет за границей, 22-23 ноября свой выбор сделают жители оставшихся 13 из 27 провинций страны, не охваченных первым туром, который прошел 17-19 октября за границей и внутри Египта.

От тура к туру расстановки сил меняются мало

От первого тура второй отличается чуть большим числом зарегистрированных избирателей - 28,2 млн человек против 27,5 млн в первом туре. Важный момент - голосовать в эти выходные будет Каир с почти семью миллионами наделенных правом голоса столичных жителей, а также расположенные в Дельте Нила провинции с высокой плотностью населения. Но аналитики не прогнозируют больших очередей у избирательных участков как по причине внедрения нового принципа территориального разделения избиркомов, число которых было значительно увеличено, так и в связи с ожидаемой невысокой явкой. На этих выборах, в отличие от первых постмубараковских, избиратель не проявляет высокой активности, демонстрируя весьма посредственную политическую заинтересованность, и результаты первого тура, в котором приняли участие лишь чуть более 26% избирателей, тому яркое подтверждение.

Для многих граждан исход выборов во многом уже ясен. Безусловным фаворитом еще в первом туре стала пропрезидентская коалиция "С любовью к Египту", в которую вошли десять политических объединений, в том числе старейшая партия страны "Аль-Вафд" и основанная одним из богатейших людей Египта медиамагнатом Нагибом Савейрисом партия "Свободные египтяне". Ядро коалиции составили видные и авторитетные египетские деятели, в том числе журналисты, бизнесмены, бывшие судьи, военные и члены правительства.

Уже успешно отработанные в первом туре новые технологии "подкупа" избирателей применяются и сейчас: если в прошлые годы те же "Братья-мусульмане" привлекали на свою сторону население продуктовыми пакетами и товарами первой необходимости, то сейчас в ход пошли столь дефицитные в стране газовые баллоны, средства для поднятия мужской потенции и даже сильнодействующие лекарства типа "Трамадол", которые в некоторых районах берут охотнее, чем деньги. В общем, все, как и раньше. Есть лишь одно существенное отличие.

Катастрофа в воздухе и на земле

Между первым и вторым турами выборов в парламент Египта, который страна ждет уже три года, произошло событие, буквально разделившее по своим последствиям жизнь страны на "до" и "после". Это катастрофа российского самолета в небе над Синаем 31 октября, которую в Москве однозначно квалифицировали как теракт. И хотя возглавляемая Египтом международная следственная комиссия еще не завершила расследование и не выступила с официальными итогами, мало уже кто сомневается в ее истинных причинах.

Как следствие - прекращение Россией и Великобританией авиасообщения с Египтом, и потеря страной пирамид десятков тысяч туристов из этих стран, которые занимали две первые позиции в турсекторе Египта. И едва начавшийся оправляться после экономических потерь в результате революционных потрясений 2011 и 2013 годов бюджет страны вновь ожидает колоссальные убытки, ведь туризм наряду с эксплуатацией Суэцкого канала является основным источником дохода госказны. Только в ближайшие три месяцы ожидаемый ущерб туристической индустрии оцениваются в 825 млн долларов. Красноморские курорты почти опустели, объемы бронирования отелей упали вдвое, уже сейчас значительно снижаются цены на турпутевки, а над десятками тысяч занятых в этой сфере египтян нависла реальная угроза безработицы.

Многие кандидаты не преминули разыграть карту новых обстоятельств в своих интересах, активно рассуждая о "заговоре против Египта", "попытках подорвать имидж страны" и "рассорить Россию и Египет, которые после десятилетий ровных отношений вновь повернулись лицом друг к другу и начали активно развивать двустороннее сотрудничество". Комментаторы в Каире заговорили о некотором смещении акцентов в египетской внешней политике.

Новый тур - новые задачи

В результате второй тур выборов не просто становится логическим завершением избирательного процесса в стране. Он ставит уже новые задачи, главным образом, перед будущим парламентом. И отвечать придется уже тем, кого, в том числе, будут выбирать в ближайшие дни. Как поднимать туризм? Как и на какие средства укреплять систему безопасности в стране, авторитет которой значительно пошатнулся после авикатастрофы А321? Каким образом восстанавливать экономические потери, которые и так ощущаются едва ли не в каждой отрасли народного хозяйства. Страна сталкивается с колоссальными проблемами и недочетами в системе ЖКХ, жилищного строительства, соцобеспечения, городской инфраструктуры, особенно ярко высветившимися после обильных дождей и селей, приведших к своим катастрофическим последствиям.

И все это больно бьет по голове и карману простого жителя страны пирамид, который уже дважды выходил на улицы своих городов с народными протестами. Не захотят ли египтяне в третий раз устроить революцию? Но пока - остается надеяться - это весьма отдаленная и наименее желательная перспектива. Очень многое будет зависеть от будущего парламента, в котором судьба 222 мест определится через пару дней.

С АЭС - в светлое будущее

В четверг Россия и Египет подписали в Каире межправсоглашение о сооружении в Египте по российским технологиям и экспортному кредиту первой АЭС из 4-х энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Это важное и давно ожидаемое в стране событие также уместилось во временной коридор между двумя турами. Помимо экономической составляющей, оно несет в себе и ясный политический посыл: несмотря на авиакатастрофу, произошедшую, как считают многие, отчасти из-за пробелов в системе безопасности египетских аэропортов, две страны продолжают двигаться вместе сообща, в том числе и в деле борьбы с терроризмом, которое все чаще выносится во главу угла международных отношений. И факт подписания соглашения буквально накануне второго тура не стоит сбрасывать со счетов.

Вот и получается, что два, в целом, идентичные, тура парламентских выборов в Египте, которые были призваны стать завершающим этапом переходного периода страны после двух революций, проводятся в несколько разных политических реалиях.