27 ноября 2015, 12:20,
обновлено 27 ноября 2015, 12:56

Эрдоган заявил, что хочет провести переговоры с Путиным

Президент Турции Тайип Эрдоган. AP Photo/ Burhan Ozbilici
Президент Турции Тайип Эрдоган

Президент Турции сказал, что турецкие ВВС непреднамеренно сбили российский бомбардировщик и что Анкара не хочет портить отношения с Москвой

АНКАРА, 27 ноября. /Корр. ТАСС Кирилл Жаров/. Турецкие ВВС непреднамеренно сбили российский бомбардировщик Су-24М.

Об этом заявил президент Турции Тайип Эрдоган во время выступления в городе Байбурт.

"Нарушивший наше воздушное пространство самолет был сбит нашими F-16. Несмотря на десять предупреждений, самолет продолжал двигаться к нашей границе, а его принадлежность была неизвестна, - утверждает он. - В соответствии с правилами реагирования самолет был сбит. Только потом стало известно, что самолет принадлежал России. О наших правилах реагирования мы сообщили всему миру".

Эрдоган напомнил, что "первые нарушения границы были допущены Россией 3-4 октября". "Это было третье нарушение. После двух предыдущих инцидентов я звонил президенту РФ Владимиру Путину и называл это некрасивыми событиями. Мы поговорили и на саммите G20. Он (Путин) предложил воспринимать это как инциденты с гостями. Я же сказал, что непрошеные гости не нужны", - отметил Эрдоган.

Анкара не хочет портить отношения с Москвой

Он отметил, что Анкара не хочет портить отношения с Москвой. "Я хочу обсудить с российским руководством сложившуюся ситуацию. Скоро в Париже будет форум. Президент России Владимир Путин, думаю, будет там лично. Мы сможем обсудить все наши вопросы. Я хочу, чтобы мы провели переговоры", - сказал он. По словам Эрдогана, "кризис в отношениях может обрадовать некоторых, но ущерб будет нанесен только двум странам".

Турецкий президент, однако, назвал неприемлемыми заявления Путина, сделанные после встречи с президентом Франции Франсуа Олландом. "Межгосударственные отношения - это не детские игрушки. И я жду, что Россия продемонстрирует подобающую державе позицию", - сказал он.

"Турция никогда никому не наносила удар в спину. Она всегда встречалась лицом к лицу. Ситуация, произошедшая после нарушения нашей границы, будет развиваться в своем русле, будут расследованы все детали. Но мне не нравится начавшаяся на базе этой темы клеветническая кампания против Турции и появление опасностей для наших отношений. Я хочу обсудить это с Владимиром Путиным", - сказал он. Президент отметил, что на возможной встрече он "хотел бы выразить обеспокоенность необоснованной эскалацией в этом вопросе".

Между тем в Кремле не дают ответа на вопрос о том, встретится ли Путин с Эрдоганом на Конференции ООН по климату в Париже 30 ноября.

"Президенту было доложено об этом запросе (Эрдогана о встрече с Путиным), - сообщил журналистам пресс-секретарь главы российского государства  Дмитрий Песков. Он не стал отвечать на уточняющие вопросы на этот счет, пояснив:"Это все, что я могу сказать".

Песков также сообщил, что Эрдоган пытался позвонить Путину через несколько часов после атаки на Су-24. "Да, это было где-то по истечении 7-8 часов после этого инцидента, не раньше", - уточнил представитель Кремля.

Песков, однако, сообщил, что контактов между президентами после атаки турецких ВВС на российский Су-24 пока не было. "Могу только сказать, что пока контактов на высшем уровне не было", - сказал представитель Кремля. На вопрос о том, как выглядит сейчас диалог с Турцией, Песков подчеркнул, что "он сейчас никак не выглядит, его сейчас нет".

Заявления Путина об инциденте с самолетом

Проводя встречу с Олландом, Путин отметил, что Россия не развертывала средства ПВО в Сирии, так как не ждала атаки на свои самолеты со стороны Турции. "Нам в голову не приходило, что мы можем получить удар от той страны, которую мы считали своим союзником", - отметил президент. при этом он исключил, что Турция не смогла опознать российский самолет, назвав это "отговорками". 

"Мы исходим из того, что действующая коалиция, Турция член этой коалиции и должна знать о том, что там работает именно российская авиация. Какая еще? Что, если бы они узнали, что это американский самолет, ударили бы по американскому что ли? Ерунда это все. Это отговорки", - сказал глава государства.

Кроме того, Путин заявил, что Россия проведет "серьезные консультации" с США по вопросу о том, как ими используется информация о передвижениях самолетов ВКС РФ в Сирии. Он подчеркнул, что Москва обменивается с коалицией во главе с США информацией. "Мы заранее проинформировали наших американских партнеров о том, где, когда, на каких эшелонах будут работать наши летчики. Американская сторона, которая возглавляет коалицию, в которую входит Турция, знали о месте и времени пребывания наших самолетов, и именно там и в это время мы получили удар", - напомнил президент.

"Спрашивается: мы зачем эту информацию передавали американцам? Или они не контролируют, что делают их союзники, или эту информацию сдают направо и налево, не понимая, какие будут последствия", - заключил президент.

Как был сбит Су-24

Истребитель ВВС Турции F-16 во вторник сбил российский бомбардировщик Су-24М, который, как утверждает Анкара, нарушил воздушное пространство страны в районе границы с Сирией.

Минобороны РФ заявило, что Су-24М находился исключительно над сирийской территорией и что "нарушения воздушного пространства Турции не было".

Оба российских летчика сумели катапультироваться после инцидента, однако один из них был убит в результате обстрела с земли. Второй - не пострадал и сейчас находится на авиабазе Хмеймим в Сирии.

Заметим, что В базе данных ТАСС хранится 716 сообщений о серьезных случаях нарушения боевыми самолетами Турции международных границ за последние 18 лет. Иногда воздушное пространство Греции, Республики Кипр, Ирана и Сирии нарушали целые эскадрильи истребителей и штурмовиков. В одном случае турецкий истребитель был сбит - над Сирией в 2012 году. Анкара нарушение границы признала, но указывала, что нарушение было непродолжительным и было совершено по ошибке.

Как напомнил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров, Эрдоган, занимавший в то время пост премьера Турции, тогда заявил, что "краткое нарушение границы никогда не может быть предлогом для применения силы".