БРЮССЕЛЬ, 6 января. /Корр. ТАСС Виктория Дубровина/. Двухдневная забастовка железнодорожников в Бельгии привела к новому конфликту между северной голландскоязчной Фландрией и южной франкоязычной Валлонией. В забастовке, которая была заявлена как общенациональная, приняли участие только транспортники юга страны, однако это все равно привело к значительным перебоям с движением транспорта на всей территории Бельгии.
Кроме того полностью остановлено движение скоростных пассажирских поездов Thalys, связывающих Брюссель с Парижем, и Eurostar между Брюсселем и Лондоном. Движение поездов остановилось на большей части внутренних маршрутов с 22:00 во вторник (00:00 мск 6 января).
В результате сегодня утром значительные пробки образовались и на бельгийских автострадах, ведущих в крупнейшие города страны.
По состоянию на 12:00 местного времени (14:00 мск) в Валлонии выполнены 15% железнодорожных рейсов от предусмотренных расписанием, во Фландрии - 68%.
Поделить железные дороги
Лидер фламандских националистов - мэр Антверпена Барт Де Вевер призвал поделить железные дороги Бельгии между Фландрией и Валлонией. Об этом он заявил сегодня в интервью газете Laatste Nieuws.
"Если легальное разделение железных дорог в настоящий момент не осуществимо (оно не предусмотрено реформой по децентрализации страны, проходящей в последние годы в Бельгии), то мы можем разделить железные дороги фактически. Нужны ли нам маршруты из Антверпена (крупнейший порт во Фландрии на северо-западе Бельгии) в Шарлеруа (крупный промышленный город Валлонии на юге страны), или из Остенде (фламандский порт и курортный город) в Льеж (главный промышленный центр Валлонии)? Пусть конечной точкой этих маршрутов является Брюссель (расположенный в центре страны)", - заявил он. Де Вевер пояснил, что в этом случае железнодорожники обеих частей страны смогут обслуживать рейсы на своей территории и "фламандцу, едущему из Гента в Брюссель, не придется страдать из-за отмены поезда Остенде- Льеж в результате забастовки в Валлонии".
Приватизация по фламандски?
Представители профсоюзов остро отреагировали на заявления Де Вевера, обвинив его в популизме и попытке "добиться раздела и приватизации местных железных дорог".
Следует отметить, что отношение к забастовкам во франкоязычной и голландскоязычной частях Бельгии сильно различается. В Валлонии забастовки случаются гораздо чаще, здесь также популярны так называемые "предупредительные" стачки, которые организовываются еще до возникновения острого конфликта между профсоюзами и руководством компании. Именно такой характер носит сегодняшняя забастовка, в ходе которой профсоюзы требуют от руководства компании-оператора национальных железных дорог - SNCB гарантировать занятость всех без исключения служащих компании и отказаться от планов повышения производительности труда и реструктуризации компании, которая может привести к сокращению части персонала.
Забастовки в Валлонии часто проводятся в понедельник или в пятницу, чтобы присоединить день дополнительный день к выходным.
В то же время во Фландрии такого рода акции обычно происходят только в ситуации, когда конфликт между коллективом и работодателем уже произошел и переговоры не дали результата. В целом, здесь рассматривают забастовки как вредное для благосостояния компаний и экономики явление, к которому следует прибегать лишь в крайнем случае.
Компенсации пассажирам и бастующим
SNCB уже предупредила, что пассажиры, пользующиеся сезонными проездными билетами, которые не смогут сегодня и завтра воспользоваться железнодорожным транспортом или будут вынуждены ждать поезда более часа, смогут получить денежную компенсацию, если подадут правильно оформленное заявление в течение 15 дней.
По оценкам бельгийской газеты Soir, два дня забастовки обойдутся профсоюзам по меньшей мере в 800 тысяч евро, которые будут выплачены в качестве компенсаций всем остановившим работу железнодорожникам, которые, естественно, не получат от своего работодателя оплату за двое суток простоя.