ВИЛЬНЮС, 27 января. /Корр. ТАСС Владимир Иванов/. Вильнюсский окружной суд приступает к рассмотрению крупнейшего по своему объему в истории судебной системы Литвы дела о январских событиях 1991 года, подозреваемыми по которому проходят преимущественно граждане России. Как сообщила ТАСС представитель суда Вайда Битауте, всего подозреваемых - 65 лиц, потерпевших - около 500 человек, опросить предстоит примерно тысячу свидетелей.
На розыски ушло 25 лет
Подозреваемые, по ее словам, обвиняются в нарушении норм международного права и международного гуманитарного права при обращении с людьми, в пытках, нанесении увечий и убийствах, ведении незаконных военных действий и применении запрещенных военных средств.
В январе 1991 года в Вильнюсе во время политического двоевластия и стычек с применением оружия погибли 14 человек. В рамках расследования тех событий Вильнюс объявил в розыск около 80 человек - находящихся за пределами Литвы граждан РФ, Белоруссии и Украины. Поскольку допросить их не удавалось, подозреваемые были объявлены в международный розыск, выдан европейский ордер на их задержание.
Почти всех судить будут заочно
Как пояснила Битауте, находящиеся за пределами Литвы подозреваемые о заседании суда уведомлены минюстом балтийской республики, дополнительно повестки высланы им по месту жительства. По ее словам, они были проинформированы о том, что в отношении решивших присутствовать на заседании действие европейского ордера на арест будет приостановлено с правом свободы передвижения по литовской территории. Однако данных о прибытии кого-либо из этих лиц в Вильнюс у Битауте нет. "Они будут судимы заочно", - пояснила она.
По словам Битауте, на скамье подсудимых, вероятнее всего, будут находиться два человека. "Это гражданин России Юрий Мель, проживающий в Калининграде и задержанный в Литве около двух лет назад, а также проживающий в Вильнюсе гражданин России Геннадий Иванов, у которого в качестве меры пресечения изъяты личные документы", - уточнила представитель суда.
Россиянина в тюрьме держат около двух лет
Ветеран вооруженных сил, полковник запаса, 47-летний Мель был задержан на литовском КПП "Панемуне" в марте 2014 года. На руках у него имелась действующая литовская виза, по которой он ранее неоднократно ездил в соседнюю страну и с проблемами не сталкивался.
Все это время (с марта 2014-го), несмотря на тяжелое хроническое заболевание и неоднократные просьбы смягчить меру пресечения, Мель содержится в тюрьме. Обвинение утверждает, что он находился в одном из танков в ночь на 13 января 1991 года при штурме Вильнюсской телебашни. Как ТАСС сообщили в посольстве РФ в Литве, российские дипломаты внимательно следят за ситуацией, регулярно встречаются с Мелем, оказывают ему необходимую юридическую помощь.
Переквалифицировать не удалось
Дело о январских событиях 1991 года является крупнейшим в истории судебной системы Литвы как по кругу включенных в его орбиту лиц, так и по своему объему. О завершении расследования генпрокуратура объявила в ноябре 2014 года, после чего приступила к составлению обвинительного акта, который занимает 13 томов. Всего в деле - 709 томов документов. К защите привлечены 65 адвокатов, почти все из которых (для находящихся за пределами Литвы подозреваемых) назначены, как пояснила Битауте, литовской стороной.
"Разбирательство будет вестись очень интенсивно", - отметила она. Следующее заседание намечено на 29 января, а их график расписан до начала июня.
Вильнюс в рамках расследования этого дела также хотел опросить в качестве свидетеля экс-президента СССР Михаила Горбачева, но получил отказ. В свою очередь, генпрокуратура Литвы пыталась переквалифицировать обвинение по делу о январских событиях, вменяя подозреваемым в вину преступления против человечности и военные преступления. Однако тот же Вильнюсский окружной суд, где начинается разбирательство, просьбу отклонил.
Было констатировано, что, согласно международному праву, подобные преступные деяния могли быть совершены лишь в условиях войны или оккупации. "В 1991 году не было ни военного положения, ни вооруженного конфликта, ни оккупации. Таким образом, не было условий, по которым можно было бы применить положения Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны", - пояснил суд вынесенное решение.