Беженцы в Старом Свете: просчеты в решении миграционного кризиса в Европе

"С еще одним миллионом беженцев в этом году мы не справимся", - признал премьер-министр федеральной земли Бавария Хорст Зеехофер

4 февраля участники конференции стран-доноров по Сирии в Лондоне рассматривают вопрос о выделении финансовой помощи на проведение гуманитарных операций в Сирии, население которой страдает от тяжелых последствий гражданской войны. Британский министр международного развития Жюстин Грининг назвала данную конференцию "исторической возможностью", чтобы заключить соглашение о помощи сирийским беженцам.

Аналитики отмечают, что в 2016 году странам Европы - прежде всего членам Евросоюза - вряд ли стоит рассчитывать на уменьшение потока беженцев и мигрантов. Предпринимаемые странами ЕС усилия пока не принесли ощутимого результата. Отсутствие четкой общей стратегии проявляется в попытках государств действовать обособленно, в частности, принимая меры по усилению пограничного контроля.

О серьезных просчетах в решении проблемы беженцев и последствиях миграционного кризиса  – в специальном проекте ТАСС.

Представитель УВКБ (Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев) Эдриан Эдвардс заявил, что в ночь с 29 на 30 декабря был превышен порог в миллион человек, прибывших в Европу в 2015 году по Средиземному морю.

Он отметил, что в Европе отсутствует надлежащая система регистрации, выяснения данных, обеспечения безопасности, распределения обязанностей и приема беженцев и мигрантов.

"Нет также соответствующего финансирования (программ помощи) в отношении стран, куда вначале прибывают многие приезжие, в частности в регионе вокруг Сирии, - добавил Эдвардс. - В 2015 году мы отметили значительный прогресс разве что в организации спасательной операции в Средиземном море. Что же касается других аспектов, то решение проблемы пока не найдено".

По правде говоря, без шагов (по размещению беженцев и мигрантов), предпринятых Германией, Швецией и некоторыми другими европейскими странами, мы могли бы столкнуться с гораздо более серьезным кризисом
Эдриан Эдвардс
представитель УВКБ

Вследствие миграционного кризиса Европа оказалась в сложном положении, так как не осуществляется охрана внешних границ и не проявляется солидарность по размещению приезжих, заявил в интервью ТАСС премьер-министр федеральной земли Бавария Хорст Зеехофер.

По словам политика, правительство Германии обязано в соответствии с конституцией сократить поток беженцев. "С еще одним миллионом беженцев в этом году мы не справимся", - признал Зеехофер.

Новогодние события в Кельне, когда различным нападениям со стороны "североафриканских мигрантов" подверглись более 600 женщин, в очередной раз остро поставили вопрос о необходимости скорейшего решения проблемы, вызванной миграционным кризисом в Европе.

Массовый наплыв беженцев преимущественно из арабских и мусульманских стран продемонстрировал то, что европейцы оказались заложниками своих же собственных гуманистических принципов, отмечает кандидат политических наук Ирина Мохова.

Помогать и давать приют нуждающемуся – принцип, лежащий как в основе христианской этики, так и в основе политической конструкции Европейского Союза. Однако эти идеалистические представления не уживаются с реальностью. Европа не в состоянии принять всех просящих у нее убежище. И здесь вопрос не столько в ограниченности экономических ресурсов, хотя и он стоит очень остро, сколько в том, что большинство беженцев – мусульмане. И эту массовую волну представителей другой религии и культуры, другого мировоззрения, обычаев, менталитета ЕС переварить не сможет
Ирина Мохова
кандидат политических наук

По словам эксперта, еще за несколько лет до нынешнего миграционного кризиса опыт встраивания в европейскую жизнь нескольких поколений мигрантов из мусульманских стран признавался не совсем успешным. Много говорилось о неудачах английской и германской модели мультикультурализма и провале принципа французского "плавильного котла". 

Немецкие следователи и эксперты не могут дать ответ на один из главных вопросов: развивались ли события в Кельне стихийно или они были тщательно спланированы неизвестными заговорщиками.

Если имел место заговор с целью разжигания расовой и религиозной ненависти в обществе, то это - работа для антитеррористических служб и полиции. Если же события развивались стихийно, это - приговор всей европейской политике приема беженцев и слабым попыткам их интеграции.

В обоих случаях можно при желании найти и конкретных виновных. В случае заговора - это руководство спецслужб, которое не подготовило свой персонал к выявлению угрозы, а в случае городской полиции - к ее пресечению. Если же события развивались стихийно, основная вина лежит на руководстве страны, которое продолжает проводить сверхтолерантную политику по приему мигрантов из Северной Африки.

Море горя

Согласно опубликованным 5 января данным Международной организации по миграции (МОМ), в 2015 году в Европу по Средиземному морю прибыли 1 млн 4 тыс. 356 мигрантов и беженцев. Это более чем в 4 раза превышает показатель за 2014 год (219 тыс. человек). С учетом же тех, кто воспользовался сухопутным маршрутом, в частности перебрался из Турции в Болгарию и Грецию, символический "миллионный рубеж" был превышен еще 21 декабря. Основной поток мигрантов и беженцев - около 850 тыс. - приняла за минувшие 12 месяцев Греция. Только в декабре в эту страну прибыли 106 тыс. 776 человек, а за первые шесть дней 2016 года, по оценкам МОМ, - 9,9 тыс.

В связи с растущим потоком мигрантов в Европу увеличивается и угроза проникновения в страны Евросоюза под видом беженцев боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Об этом предупредил, в частности, глава Федеральной разведывательной службы (БНД) Германии Герхард Шиндлер. 

Британская газета Sunday Express сообщала о том, что экстремисты из ИГ, пользуясь гостеприимством правительств стран Европы, уже переправили на их территорию тысячи боевиков. 

Согласно результатам опроса, проведенного журналом Der Spiegel, 54% граждан ФРГ считают, что из-за наплыва мигрантов в стране растет террористическая угроза. Противоположного мнения придерживаются 44% респондентов. 64% немцев также полагают, что участие вооруженных сил страны в миссии против ИГ в Сирии повышает угрозу совершения теракта в ФРГ.

На своей первой пресс-конференции в Женеве после вступления в должность, состоявшейся 7 января, новый верховный комиссар ООН по делам беженцев итальянец Филиппо Гранди обратил внимание на размах, который приняла проблема беженцев.

По его словам, в Афганистане за последние десятилетия ситуация не улучшилась. В Южном Судане сейчас в три раза больше перемещенных лиц, чем даже в те времена, когда в бывшем едином Судане шла война между правительством и повстанцами, добивавшимися независимости его южных провинций. Каждый конфликт сейчас, отметил верховный комиссар, порождает большое число перемещенных лиц. Разрастание хаоса на Ближнем Востоке и проблема наплыва мигрантов в Европу тесно связаны между собой. 

"Вопрос о беженцах всегда политизировался различными группами в каждой стране, но сейчас этот феномен достиг беспрецедентного уровня и интенсивности", - констатировал Гранди. "Нужно побуждать правительства находить более эффективные средства для прекращения войн. И не только в Сирии, но и в Йемене, Судане, Нигерии, Сомали, Колумбии", - считает он.

Странам Европы следует проводить согласованную и скоординированную политику в отношении проблемы беженцев, а не полагаться на индивидуальные шаги, полагает Гранди.

Мы видим, что государства реагируют в индивидуальном порядке. Это не срабатывает. На континенте, который так мал и где перемещаться из одной страны в другую так легко, необходим единообразный ответ
Филиппо Гранди
верховный комиссар ООН по делам беженцев, итальянец

Отвечая на вопрос о введенных Швецией и Данией мерах пограничного контроля в связи с притоком беженцев, верховный комиссар заметил, что контроль на границе является "правом и привилегией государств", однако при этом "не должно быть поставлено под угрозу право людей искать убежище". По его мнению, "если бы у Европы был согласованный, скоординированный ответ, то такой реакции по поводу границы, которую продемонстрировала, в частности, Швеция, не было бы". Такого не случилось бы, подчеркнул Гранди, если бы "Европа была способна осуществить свои собственные решения", касающиеся улучшения процедуры установления личности прибывающих, их регистрации, расселения на справедливой основе в странах Евросоюза и возвращения на родину "гуманным образом с гарантиями прав всех тех, кто не признан беженцами".

"Думаю, мы продолжим оказывать давление с тем, чтобы ЕС отреагировал более скоординированно на прибытие людей", - сказал он.

Гранди заявил также, что он против пересмотра конвенции 1951 года о статусе беженцев, подчеркнув, что этот документ не утратил своего значения.

За проведение дискуссии по конвенции высказался в конце декабря премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен. По его мнению, пересмотреть следует, в частности, закрепленное в этом документе право беженцев перевозить свои семьи в страну, предоставившую убежище.

Гранди напомнил, что "остальной мир смотрит на то, что делает Европа в сфере предоставления убежища". И если европейцы "будут устанавливать барьеры и действовать враждебно" по отношению к беженцам, то страны на других континентах последуют такому примеру. "Ограничения, сооружение барьеров, закрытие дверей - не то, что мы хотели бы увидеть в Европе", - сказал верховный комиссар.

Вынужденное переселение

Число беженцев и внутренне перемещенных лиц в мире увеличилось за первые шесть месяцев 2015 года на 5 млн человек - об этом свидетельствует опубликованный 18 декабря в Женеве доклад УВКБ. В самой организации указывают, что их общее число во всем мире по данным на конец года, скорее всего, "превысит 60 млн человек". Крупнейшим в мире "генератором" вынужденного перемещения людей авторы доклада называют Сирию: за полгода число беженцев из этой страны выросло на 300 тыс., превысив 4,2 млн человек. Больше всего беженцев, по состоянию на 30 июня 2015 года, принимала у себя Турция - 1,84 млн человек. Но по числу беженцев на тысячу жителей первое место в мире занимает Ливан: 209 человек.

Средств, необходимых для оказания помощи беженцам, не хватает, и это серьезно осложняет работу УВКБ. Хотя приток беженцев в Европу "открыл глаза на проблему", и ситуация с финансированием гуманитарных операций в конце 2015 года несколько улучшилась, дела в целом по-прежнему обстоят хуже, чем хотелось бы УВКБ. На оказание помощи беженцам в 2015 году от стран-доноров поступила лишь половина необходимой суммы, отметил Гранди.

"Нам нужно больше ресурсов. Прежде всего для стран, находящихся рядом с зонами конфликтов. Они несут основное бремя, связанное с приемом беженцев", - заметил глава УВКБ.

Важным для УВКБ событием станет намеченный на 30 марта в Женеве форум по вопросу о расселении сирийских беженцев. Гранди выразил надежду, что "государства выступят с конкретными предложениями в отношении предоставления мест". На сентябрь в Нью-Йорке запланирована конференция на высшем уровне по беженцам и мигрантам. Речь там пойдет "о более справедливом распределении бремени", в частности экономического и социального, связанного с беженцами и мигрантами.

Изыскание необходимых средств - нелегкая задача для международных организаций.

На оказание помощи 87,6 млн человек, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий, в 2016 году потребуется $20,1 млрд, говорится в опубликованном в декабре в Женеве "Гуманитарном призыве" ООН. Это рекордная сумма, когда-либо запрошенная у доноров на гуманитарные цели. Она в пять раз превышает объем средств, который фигурировал в аналогичном обращении 10 лет назад.

По данным ООН, всего в помощи в мире нуждаются 125 млн человек. В "Гуманитарном призыве" на 2016 год речь идет о поддержке "наиболее уязвимых" групп населения в 27 кризисных зонах, охватывающих 37 стран. Среди них Сирия, Йемен, Южный Судан, Афганистан и Украина.

Как отмечают в этой связи в ООН, в 2015 году "международные доноры предоставили $9,7 млрд в ответ на глобальный призыв", хотя требовалось "$19,9 млрд".