10 февраля 2016, 21:05

Группа поддержки Сирии встретится в Мюнхене на фоне новых вызовов

Постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари (справа). EPA/ MARTIAL TREZZINI
Постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари (справа)

Встреча Международной группы поддержки Сирии на уровне министров иностранных дел пройдет в "венском формате"

МЮНХЕН, 11 февраля. /Владимир Костырев, Михаил Щербаков/. Ключевые международные игроки, участвующие в процессе урегулирования ситуации в Сирии, в четверг вновь соберутся за столом переговоров. Встреча Международной группы поддержки Сирии (МГПС) на уровне министров иностранных дел в "венском формате" пройдет на этот раз в Мюнхене в преддверии конференции по безопасности, которая проводится в баварской столице уже более полувека.

Вызовы перед участниками консультаций стоят еще более серьезные, чем в конце прошлого года. И дело не только в разных подходах стран-посредников к урегулированию ситуации в САР. Виной тому и фактически провалившийся первый раунд межсирийских переговоров в Женеве в конце января, и конфликты в двусторонних отношениях между некоторыми членами группы. Да и наметившиеся в последние недели успехи сирийской правительственной армии в борьбе с боевиками явно не радуют противников действующего президента Сирия Башара Асада.

В предыдущих встречах "венского формата" принимали участие представители России, США, Саудовской Аравии, Турции, Ирака, Италии, Египта, Великобритании, Германии, Ливана, Катара, Ирана, Франции, Китая, ОАЭ, Иордании, Омана, а также глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини, спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура, представители Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС). Такой же состав ожидается и на этот раз. Страны, как правило, представляют министры иностранных дел. От России во встречах МГПС принимает участие глава МИД Сергей Лавров.

Новая дорожная карта

Результатом предыдущей встречи МГПС в Вене 14 ноября прошлого года стал план политического урегулирования в Сирии, который позже был закреплен в резолюции СБ ООН 2254. Он, в частности, предусматривает перемирие, начало политического процесса, создание переходного правительства, подготовку новой конституции и проведение выборов. Эта "дорожная карта", рассчитанная на полтора года, предполагала, что не позднее января 2016 года будет запущен прямой политический диалог между правительством и оппозицией Сирии. Консультации, которые Стаффан де Мистура пытался запустить в Женеве, закончились, так и не начавшись - стороны не смогли перейти от обсуждения организационных вопросов к решению конкретных задач.

Делегация Дамаска обвинила в срыве раунда поддерживаемый Эр-Риядом Высший комитет по переговорам (ВКП), выставивший предварительные условия, в том числе снятие блокады с ряда контролируемых оппозицией городов и обеспечение гуманитарного доступа. Ответственность за срыв переговоров на эр-риядскую группу оппозиции возложили и в МИД РФ. Сами оппозиционеры с таким мнение не согласны: главный координатор ВКП, экс-премьер Сирии Рияд Хиджаб и вовсе пообещал, что делегация не вернется в Швейцарию, пока не будет подвижек в решении гуманитарных вопросов и в прекращении огня.

Как ожидается, именно разморозка межсирийского диалога будет в центре внимания министров на сегодняшней встрече. В начале недели глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью газете "Московский комсомолец" заявил, что Россия предложила США схему по прекращению огня в Сирии, которую Вашингтон взял в работу. "Не раскрывая особых деталей, замечу, что… мы в контактах с Вашингтоном предложили абсолютно конкретную схему, которую они сейчас взяли в работу", - сказал он. "Надеюсь, что содержащиеся в ней очень простые предложения не займут слишком долгое время для того, чтобы их рассмотрели в Вашингтоне", - отметил министр.

Разногласия

Впрочем, осложняют ситуацию не только разные подходы к сирийскому урегулированию двух десятков государств, входящих в МГПС, но и проблемы в двусторонних отношениях. Самую большую угрозу, возможно, таит в себе конфронтация Саудовской Аравии и Ирана. В начале января Эр-Рияд прервал дипотношения с Тегераном, после того, как вслед за казнью в Саудовской Аравии известного шиитского проповедника шейха Нимра ан-Нимра иранские демонстранты напали на дипмиссии саудитов в Тегеране и Мешхеде.

Как ожидается, в Мюнхен прибудут главы внешнеполитических ведомств обеих стран, что станет первым дипломатическим контактом с начала кризиса в двусторонних отношениях. По оценке министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, разногласия между Тегераном и Эр-Риядом вполне могут подорвать политический процесс в Сирии. "Напряженные отношения между Ираном и Саудовской Аравией могут поставить под угрозу все, чего мы достигли в последнее время по Сирии", - сказал он.

Другим камнем преткновения может стать курдский вопрос. Против участия курдов в межсирийских переговорах настойчиво выступает Турция. В Москве же неоднократно подчеркивали, что представители этого народа составляют значительную часть населения Сирии и играют важную роль в продолжающемся конфликте, поэтому для успеха политического процесса необходимо их участие. Таких взглядов придерживается не только Россия - заявления США в поддержку курдов в последние дни вызвали резкую реакцию Анкары. В МИД Турции был вызван американский посол.

Переговоры под аккомпанемент орудий

Расстановку политических сил корректирует обстановка в самой Сирии, где правительственные войска на протяжении последних недель сумели добиться успехов в борьбе с исламистами на севере страны - в районе Алеппо, Идлиба, а также к югу от Дамаска. Операция сирийских военных, проводимая при поддержке российских ВКС, нанесла значительный урон группам повстанцев, которых поддерживают в том числе Турция и Саудовская Аравия.

Именно поэтому все чаще стали звучать заявления о приготовлениях этих стран к военному вмешательству в сирийский конфликт. Эти действия были замечены российскими военными. Так, Минобороны РФ в начале февраля сообщило, что фиксирует на турецко-сирийской границе много пунктов, где может идти подготовка инфраструктуры для вторжения в Сирию.

В свою очередь, и Саудовская Аравия заявила, что может отправить несколько тысяч военных в Сирию для борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (запрещенная в РФ организация) в координации с Турцией. Правда, затем официальный Эр-Рияд отметил, что "готов к наземной операции в составе международной коалиции в Сирии во главе с США". При этом Саудовская Аравия, согласно заявлениям главы МИД Аделя Аль-Джубейра, никогда и не исключала возможность вооруженного решения кризиса в Сирии.