Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Реформы ЕС к британскому референдуму станут главной темой саммита Евросоюза

18 февраля, 0:19 UTC+3 БРЮССЕЛЬ Илья Дмитрячев, Денис Дубровин
Второстепенными темами будут вопросы миграции, ситуации в Сирии и в Ливии, время на обсуждение которых будет выделено по остаточному принципу
Материал из 1 страницы
© EPA/LAURENT DUBRULE

БРЮССЕЛЬ/ЛОНДОН, 18 февраля. /Корр. Ася Арутюнян, Илья Дмитрячев, Денис Дубровин/. Согласование реформ ЕС, на которых настаивает британское правительство, чтобы выступить за сохранение своей страны в Евросоюзе на предстоящем этим летом референдуме, станут главной темой открывающегося двухдневного саммита Евросоюза. Второстепенными темами будут вопросы миграции, ситуации в Сирии и в Ливии, время на обсуждение которых будет выделено по остаточному принципу.

Проект почти готов

Интрига по проекту реформ сохраняется до последнего момента. В настоящее время работа над текстом еще продолжается - ожидается, что на рабочем уровне его согласование будет завершено этой ночью.

"Текст должен быть готов сегодня ночью с юридической точки зрения", - сообщил накануне источник в Совете ЕС. По его словам, и Брюссель, и Лондон настроены достичь соглашения на саммите. "Будет представлен сложный пакет документов (проект соглашения), который отвечает всем обеспокоенностям премьер-министра (Великобритании Дэвида) Кэмерона. Эта неделя - лучшее время для достижения соглашения", - отметил дипломат.

При этом, он добавил, что "еще остаются открытые вопросы". "Дискуссия будет основана на предложениях председателя (ЕС) Дональда Туска, но стороны сосредоточатся на тех вопросах, которые остаются открытыми после интенсивных консультаций и нескольких встреч представителей стран-членов", - сказал источник. Дипломат подчеркнул, что, несмотря на стремление Брюсселя достичь компромисса по всем требованиям Лондона, главные ценности и принципы ЕС не подлежат никаким дискуссиям.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон ранее официально выдвинул властям ЕС четыре требования: признание его мультивалютным союзом, повышение конкурентоспособности внутри сообщества, расширение полномочий национальных парламентов в законотворческой деятельности ЕС и ужесточение миграционного законодательства. Последнее предусматривает блокирование доступа мигрантам в том числе из других стран Евросоюза к социальным выплатам и прочим привилегиям в Великобритании на четыре года с момента их приезда в эту страну.

Именно этот последний пункт является самым сложным, поскольку он фактически нарушает европейский базовый принцип свободного перемещения и равенства всех граждан сообщества перед законом. Чтобы его утвердить придется либо поступиться этими принципами, либо придумать некую хитрую политическую или юридическую формулу, которая позволила бы это противоречие обойти.

Последствия брюссельского "нет"

Таким образом, до последнего момента нет особенной ясности, каким образом закончится обсуждение предложений Кэмерона на саммите ЕС. Если это не удастся, теоретически у премьера будет возможность вернуться к этой теме и попытаться прийти к общему знаменателю с европейскими коллегами, скажем, на чрезвычайном саммите ЕС через пару недель. Это позволило бы ему, как и задумывалось, провести референдум как можно раньше, то есть еще в начале лета.

При таком графике на Даунинг-стрит 10, надеются успеть провести агитационную кампанию до того момента, как поток беженцев с Ближнего Востока и из Африки, уменьшившийся из-за зимних холодов в Европе, вновь начнет неконтролируемо расти, добавляя аргументов сторонникам выхода страны из блока.

При неудаче на переговорах на континенте положение Кэмерона будет вообще незавидным. Пообещав в 2013 году вынести этот вопрос на референдум в случае победы на выборах, он на самом деле не собирался рвать с Брюсселем, просто пытался перетянуть евроскептиков на сторону Консервативной партии. Это Кэмерону удалось. И тогда он пообещал сам агитировать за членство, но в "реформированном ЕС". Не договорившись с членами ЕС, заявлять о своей победе на родине Кэмерон не сможет, отменить референдум ему уже не под силу. Останется готовиться к вероятной победе на плебисците сторонников выхода из блока, а это для Кэмерона будет означать почти 100-процентную отставку и малопочетное место во всех учебниках истории как политика, спровоцировавшего разрыв с ЕС, а то и начало распада сообщества.

Головоломка для Кэмерона

Согласование всех требований в Брюсселе на начинающемся саммите также может не означать для Кэмерона победы, а сам он рискует оказаться внутри сложной головоломки. Дело в том, что Лондон требует, чтобы соглашение было юридически обязывающим и необратимым. То есть, необходимо внести изменения в базовые документы Евросоюза. Начинать пересмотр этих документов не хочет никто, поскольку внесение в них особых положений для Великобритании является соблазном для других стран сообщества потребовать льгот и для себя.

Кроме того, юридически обязывающее соглашение внутри ЕС должно быть одобрено Европейским парламентом. А он, в свою очередь, не намерен ставить этот вопрос на обсуждение до того момента, пока британцы на референдуме не подтвердят своего желания остаться в составе ЕС.

При этом Кэмерон не смог добиться у главы Европарламента Мартина Шульца, с которым у него были традиционно холодные отношения, гарантий что депутаты не потребуют внести изменений в предложенный план.

По данным британских СМИ, в самом проекте реформ остается неурегулированными ряд вопросов. Один из них касается, в частности, самого противоречивого из пунктов предложенной Кэмероном реформы - относительно блокирования прав мигрантов из ЕС к социальным пособиям. По итогам переговоров с председателем Евросовета Дональдом Туском, эти требования, основной негласной мишенью которых становились работники из стран Восточной Европы, были Кэмероном снижены. Так, вместо первоначальных 4 лет, была согласована система так называемого аварийного тормоза. Это означает, что меры не вводятся автоматически, а лишь после того, как будут приведены доказательства того, что в связи с миграционной проблемой государство сталкивается с серьезными проблемами в исполнении своих обязательств перед гражданами. Но до сих пор не ясно, на какое время в этом случае будет нажат "аварийный тормоз", а главное - кто будет принимать это решение и требуется ли для этого консенсус всех членов ЕС. К тому же страны Вишеградской группы (Чехия, Словакия, Польша и Венгрия), дали ясно дали понять Лондону, что отвергнут предложение Кэмерона.

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама