Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

КС Украины объяснит Раде процедуру внесения поправок в основной закон

18 марта, 1:12 UTC+3 КИЕВ КИЕВ 18, марта. /ТАСС
Украинские депутаты спорят относительно статьи 155 конституции, трудности у политиков вызывает вопрос, что считать "следующей очередной сессией"
Материал из 1 страницы
Заседание Верховной рады Украины

Заседание Верховной рады Украины

© Максим Никитин/ТАСС

КИЕВ, 18 марта. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) Украины обнародует решение относительно официального толкования положения конституции, согласно которому Верховная рада должна принять изменения в основной закон страны.

Что считать следующей сессий

Украинские депутаты спорят относительно статьи 155 украинской конституции, трудности у политиков вызывает вопрос, что же считать "следующей очередной сессией".

Необходимость пояснения со стороны конституционного суда вызвана тем, что депутаты в январе нынешнего года не смогли принять во втором чтении изменения в конституцию в части децентрализации, как того требуют минские соглашения по урегулированию в Донбассе.

Изменения в конституцию, согласно действовавшему до последнего времени регламенту, должны были приниматься на двух сессиях Верховной рады подряд. В первом чтении поправки должны собрать голоса не менее 226 депутатов, то есть простое большинство. Этого удалось добиться на внеочередной сессии парламента в августе минувшего года. Однако во втором, окончательном, чтении изменения должны быть одобрены уже 300 голосами - конституционным большинством. Собрать их на очередной сессии Верховной рады, которая завершилась 2 февраля этого года, не удалось.

Поэтому ряд депутатов решил обратиться в конституционный суд с просьбой разъяснить статью о "следующей сессии" для определения конечного срока принятия изменений в основной закон. По мнению депутатов, в конституции нет четкого указания, какую сессию считать "очередной", а какую - "следующей очередной".

Следующей сессией будет любая сессия

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что решение Конституционного суда можно легко спрогнозировать.

"Решение КС очевидно: 90%, что оно будет в таком разрезе, что следующей сессией Верховной рады Украины будет любая сессия. Формально, это станет фиговым листком, который подводит и к президенту Порошенко, и к парламентской коалиции ярлыки о том, что реализация минских соглашений может быть продлена на необозримое будущее - в крайнем случае, до конца работы нынешнего парламента, то есть до 2019 года, если ничего не случится с ним раньше", - сказал Бортник в беседе с корреспондентом ТАСС.

Таким образом, как отметил эксперт, "происходит формальная возможность отложить все сложные вопросы конституционных изменений - в части "Минска", децентрализации, правосудия - до того периода, пока не будет под эти вопросы достаточного количества голосов, при этом не нарушая конституцию, не разрушая конституционный процесс".

"Хотя с точки зрения конституционного строительства это создает огромные вызовы, так как эти мины замедленного действия, заложенные в виде первого голосования, могут взрывается конъюнктурно через два-три года достаточно неожиданно для общества", - сказал Бортник, отметив, что таким образом создается "опасный инструмент моделирования и манипулирования правового поля на Украине".

Запасной вариант

Параллельно, чтобы не зависеть от решения конституционного суда, депутаты приняли поправки в регламент Верховной рады, дополнив его предложением следующего содержания: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины был предварительно утвержден Верховной радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного утверждения, то такой законопроект рассматривается Верховной радой на следующей за ней очередной сессии".

Словом, депутаты разрешили себе принимать децентрализацию на четвертой сессии.

Кроме того, внесены изменения, которые позволяют новому составу Рады завершать принятие конституционных поправок, которые были утверждены в первом чтении предыдущим составом.

Предыдущая версия регламента говорила, что если принятие конституционных поправок в целом не происходит на сессии, следующей за сессией, на которой они принимались в первом чтении, то такой законопроект считается не принятым.

Реализация минских соглашений с "черного хода"

Многие эксперты уверены, что минские соглашения в ближайшее время реализованы не будут.

Но если не будут приняты изменения в конституцию, то Европа будет заставлять Украину голосовать за отдельные законы, касающиеся мирного урегулирования ситуации на востоке страны. Сейчас такое действие идет по закону о выборах на неконтролируемых Киевом территориях Донецкой и Луганской областей, следующий шаг - закон об амнистии и о статусе отдельных территорий этих областей.

"Сегодня Европа пытается заставить Украину реализовать минские соглашения с "черного хода", то есть отдельными законами по каждому пункту, закрепить эти соглашения без принятии конституции, для которой в Раде нет голосов (300 депутатов). А вот для принятия законов есть 226 голосов, поэтому президент не может отказаться от предложений Европы. Это глухой угол", - отметил Руслан Бортник.

При этом эксперт полагает, что "Порошенко шантажирует Европу, говоря, что, если мы примем эти законы, то это приведет к политической дестабилизации, и РФ восстановит свое влияния на Украине". "На фоне этих аргументов президента в конечном итоге Европа не будет додавливать Украину в этом вопросе. Европа может согласиться и уже на глазах соглашается на банальную заморозку конфликта и на нереализацию минских соглашений, в крайнем случае, их политической части", - сказал Бортник корреспонденту ТАСС.

Комплекс мер

Участники контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 12 февраля 2015 года подписали в Минске ранее согласованный с главами стран "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) комплекс мер по выполнению минских соглашений, который предусматривает всеобъемлющее прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, а также осуществление конституционной реформы с закреплением особого статуса Донбасса и проведение в регионе местных выборов.

Однако на встрече глав МИД "четверки" в Париже 3 марта 2016 года позиция Киева помешала министрам согласовать сроки проведения выборов. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, министр иностранных дел Украины Павел Климкин выступил против поддержанного остальными участниками встречи предложения назначить выборы на июнь. В итоге какой- либо план действий по реализации политической повестки согласовать не удалось.

СПЕЦПРОЕКТ
Украина: хроника евразийского раскола
Что привело к возникновению конфликта, как он развивался и какое влияние оказал на расстановку сил в международных отношениях - в спецпроекте ТАСС

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама