24 марта 2016, 09:47
Теракты в Брюсселе

Мусульмане Бельгии: терроризм не имеет никакого отношения к исламу

Живущие в стране последователи этой религии с болью и горечью восприняли теракты

БРЮССЕЛЬ, 24 марта. /Спец. корр. ТАСС Иван Батырев/. Мусульмане Бельгии с болью и горечью восприняли теракты, потрясшие страну 22 марта.

Последователи ислама подчеркивают: их религия не имеет никакого отношения к безумной жестокости и насилию, которое совершают террористы, провозглашающие своей целью борьбу за торжество "истинной веры".

Это не ислам

Как поделились опрошенные ТАСС представители мусульманской общины Брюсселя, происходящие события их сообщество переживает особенно болезненно. Учитывая информационный контекст происходящего, тень недоверия падает на всех европейских мусульман, говорят они.

"Я родился и вырос в Брюсселе, мы никогда не чувствовали расизма в отношении себя, но теперь появляются нехорошие предчувствия. Конечно, пока прямо никто на нас не указывает пальцем, но уже многие друзья и родственники жалуются, что когда едут в Марокко, особым образом багаж проверяют только у арабов", - рассказал Мбарк, владелец марокканской закусочной в брюссельской коммуне Сен-Жиль.

По его словам, отождествлять человеконенавистническую идеологию экстремистов с исламом неуместно: у насилия нет религиозной принадлежности. "Убивать людей ни за что - я не знаю, что должно быть у такого человека в голове. Это совершенно никакого отношения к исламу не имеет", - говорит он.

Конфликт поколений

К нездоровому оживлению на улицах теперь привыкают жители другой брюссельской коммуны Скарбек. Почти половину ее населения составляют мусульмане. Среди обитателей коммуны был и террорист-смертник Наджим Лахрауи, подорвавший себя 22 марта в аэропорту Брюсселя. Теперь в Скарбеке постоянно проходят полицейские облавы, в большом количестве приезжают и журналисты.

"Мы жили мирно, спокойно, не ожидали такого поворота. Даже представить было невозможно, что у нас тут будут прятаться исламисты", - уверяет один из местных жителей Фейсал, уроженец Марокко.

По его мнению, одной из причин радикализации молодежи является конфликт поколений и кризис идентичности. "В основном это третье поколение мигрантов. Их родители приезжали в послевоенные годы строителями и разнорабочими, все заботы были только о том, как заработать на жизнь. Воспитанию детей они уделяли очень мало внимания", - считает собеседник.

Именно такие молодые люди, убежден марокканец, становятся легкой добычей исламистских вербовщиков. "Они были предоставлены сами себе, искали себя, не имели идентичности, места в обществе. Родившись в Бельгии, они оказались чужими и для тех, кто остался на родине, и для коренных жителей здесь. В итоге многие попадают в нехорошую компанию, а там их просто зомбируют", - отмечает он.

Изжить экстремизм, который пустил свои корни в Бельгии, считает Фейсал, можно только путем просвещения. "Коран не проповедует убийства, это все ложь и безумие, которое к тому же раскручивается СМИ. Большинство среди нас - адекватные, мирные люди. Свою работу должна делать школа, образованные люди. Но это, к сожалению, очень долгий процесс, плоды которого видны не сразу", - отметил он.

Официальная реакция

Теракты осудили и руководители мусульманского духовенства Бельгии. В частности, в Лиге имамов Бельгии случившееся назвали "преступными деяниями, которые не поддаются описанию". "Перед лицом этой трагедии мы призываем всех граждан нашей страны к солидарности и единению, вне зависимости от конфессий. Мы должны вместе преодолеть это испытание, не попавшись в ловушки, которые нам расставляют все те, кто хочет попрать ценности терпимости и добрососедства, за которые мы вместе боролись", - заявили в объединении мусульманских священнослужителей.

Ко всеобщему единению призвал бельгийцев и председатель Исполнительного совета мусульман Бельгии Салах Эшаллауи, избранный на этот пост незадолго до нынешних трагических событий. "Мы должны выступить единым фронтом против всех видов насилия и терроризма", - подчеркнул он, добавив, что правоверные мусульмане Бельгии "сохраняют глубокую приверженность демократическим ценностям".

Ислам в Бельгии

Мусульманская община в Бельгии начала складываться в нынешнем виде в послевоенные годы. Ее основу составили выходцы из арабских стран, приезжавшие с 1960-х годов в королевство в поисках лучшей жизни. На сегодняшний день численность общины, по оценкам социологов, составляет более 620 тыс. человек или 5,8% населения Бельгии. Подавляющее большинство мусульман - уроженцы Марокко и Турции, либо их потомки в первом и втором поколениях.

Приверженцы ислама главным образом проживают в столичном регионе Брюсселя, причем мусульманское население распределено по районам неравномерно. По данным исследований, общая численность мусульман в бельгийском столичном регионе достигает 22% населения. Большинство проживают в северной части агломерации в коммунах Сен-Жосс, Скарбек и Моленбек. Там доля мусульманского населения превышает 30% и продолжает увеличиваться на фоне высокой рождаемости в семьях мигрантов.

В зажиточных кварталах присутствие мусульман гораздо менее заметно, к примеру, в респектабельном районе Юкль их не более 6%.

Мечетей в настоящее время в Бельгии насчитывается более 320. Это - официально признанные мусульманским духовенством дома молитв. Статистика, однако, не учитывает множество импровизированных мечетей, которые могут находиться в любом жилом доме или гараже. Учет и контроль таких объектов затруднен, и зачастую именно подобные места становятся рассадником экстремизма.

По прогнозам демографов, к 2030 году численность мусульманской общины Бельгии должна удвоиться и преодолеть планку в 1 млн человек.