ТОКИО, 29 марта. /Корр. ТАСС Алексей Заврачаев/. В Японии вступил в силу закон о расширении полномочий национальных сил самообороны, позволяющий японским военнослужащим впервые с окончания Второй мировой войны участвовать в боевых действиях для защиты "дружественных стран", даже если Япония при этом не подвергается нападению.
Согласно этому документу с японских сил самообороны снимается ряд ограничений на действия при операциях в составе сил ООН за рубежом, в ходе которых японские военные ранее практически не имели права на применение оружия. Закон также разрешает подразделениям сил самообороны оказывать логистическую поддержку не только США, но и войскам других "дружественных стран". Круг этих государств не определен. Кроме того, военнослужащие Японии теперь смогут принимать участие в операциях по освобождению японских граждан, взятых в заложники. Для этого им будет разрешено использовать оружие.
"Новый закон является крайне важной мерой самообороны, которая позволяет правительству (Японии) обеспечить защиту своих граждан", - заявил японский премьер-министр Синдзо Абэ, выступая в парламенте в понедельник. По его словам, это также позволит укрепить стратегическое взаимодействие с США. Министр обороны Гэн Накатани в свою очередь отметил, что "подразделения сил самообороны пройдут дополнительную подготовку", чтобы соответствовать новым требованиям.
Принятие закона и изменение конституции
Документ о расширении полномочий сил самообороны Японии был одобрен нижней палатой парламента в июле прошлого года, а верхней - в сентябре.
Этот закон был составлен на основе принятой в июле 2014 года резолюции "о праве на коллективную самооборону", предусматривающей внесение в законодательство в сфере безопасности ряда поправок, расширяющих полномочия военнослужащих. У всех предыдущих японских правительств было четкое осознание того, что 9-я статья Конституции дает Японии право на индивидуальную самооборону в тот момент, когда на страну совершено нападение, но исключает возможность коллективной самообороны или помощи союзнику, если нападение совершается на него. В связи с этим оппозиционные партии выступили с критикой в адрес кабинета Абэ, поскольку, по их мнению, новый документ не соответствует основному закону страны.
Правительство Синдзо Абэ неоднократно предлагало внести поправки в конституцию и пересмотреть девятую или так называемую пацифистскую статью, которая провозглашает отказ государства от создания собственной армии и участия в войнах. Японские власти считают, что написанная более 70 лет назад конституция не отвечает текущим геополитическим условиям, и Японии необходимо иметь собственные вооруженные силы, учитывая нестабильную ситуацию в регионе.
Выступая в феврале в парламенте, японский премьер заявил, что "среди многих специалистов права и историков бытует мнение, что само существование в нашей стране сейчас сил национальной самообороны идет вразрез с действующей конституцией". "Поэтому мы и хотим представить ее обновленный проект", - отметил он. В то же время глава правительства подчеркнул, что "поддержка сил самообороны Японии со стороны населения безоговорочная, принимая во внимание тот факт, что их бойцы исправно служили на благо своих соотечественников более 60 лет".
Реакция населения
Принятие нового оборонного закона в прошлом году сопровождалось многотысячными акциями протеста, как в Токио, так и в других городах страны.
В самой крупной из них приняли участие более 100 тысяч человек. На этом фоне уровень поддержи премьер-министра Синдзо Абэ тогда опустился до самого низкого уровня с декабря 2012 года, когда он был во второй раз избран на этот пост. По данным соцопросов, на тот момент его политику одобряли менее 40% граждан.
В понедельник, в преддверии вступления документа в силу перед зданием правительства в столичном квартале Тиёда также собрались несколько тысяч протестующих. Вместе с тем, последние опросы общественного мнения, проведенные агентством Киодо, показывают, что все больше японцев выступают в поддержку нового закона. Если в прошлом году этот показатель составлял примерно 16%, то сейчас он вырос до 39%. Количество граждан, которые негативно относятся к этому документу, осталось практически на прежнем уровне 48%.