ОСЛО, 4 апреля. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон не рассматривает возможность добровольного ухода в отставку из-за обнаружившихся у него связей с офшорной компанией, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Об этом глава правительства заявил в интервью второму каналу исландского телевидения.
"Я не думал о том, чтобы покинуть свой пост. Мое правительство добилось многочисленных успехов, и многое еще предстоит сделать, - сказал он. - Важно, чтобы у кабмина была возможность закончить начатую работу".
Представители нескольких оппозиционных партий на заседании Альтинга (исландского парламента) намерены заявить о недоверии к главе правительства, однако вотум сможет быть проведен не раньше завтрашнего дня. Коалиционное правительство правоцентристов, находящихся сейчас у власти, располагает большинством голосов в Альтинге, хотя после выборов 2013 года и утратило значительную часть народной поддержки. Впрочем, в теории вопрос об отставке премьер-министра может быть вынесен и на общенациональный референдум. К настоящему моменту уже более 23 тыс. исландцев подписали интернет-петицию, требуя от Гуннлейгссона покинуть свой пост, при том, что численность населения страны - всего 330 тыс. человек. В понедельник у здания парламента должна состояться массовая демонстрация сторонников отставки премьера, в числе которых находится и его предшественница на посту главы правительства Йоханна Сигурдардоттир.
"Всегда найдутся люди, которые будут по той или иной причине протестовать против правительства, - заявил в связи с этим Гуннлейгссон. - Однако я уже дал объяснения всем тем, кто готов был меня выслушать".
Откуда взялся премьерский офшор
Скандал вокруг Гуннлейгссона начал разворачиваться в Исландии еще 2 недели назад, однако воскресные публикации Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) сделали его достоянием мировых СМИ.
Супруга премьер-министра Анна Сигурлейг Паулсдоттир официально объявила о том, что является владелицей офшорной фирмы Wintris еще 15 марта - через несколько дней после того, как шведский и исландский журналисты, являющиеся членами ICIJ, в интервью с премьер-министром начали открыто расспрашивать его об этой компании. Тогда глава правительства заявил, что не может точно вспомнить, как он может быть с ней связан, и поспешил закончить беседу. В понедельник Гуннлейгссон признал, что допустил серьезный промах, не объяснившись перед работниками пера и принес извинения за свое поведение.
Активы компании, созданной еще в 2007 году, оцениваются в 500 млн крон (около $4 млн по текущему курсу), однако это облигации исландских банков, объявивших дефолт по своим долгам. Речи о коррупции или нечестно нажитых деньгах в данном случае не идет, источник средств - наследство, полученное женой премьера. Основной претензией простых исландцев к главе правительства является то, что его семья, не афишируя этого, владеет существенными активами за рубежом, при том, что в самой Исландии с 2008 года действуют жесткие меры валютного регулирования и ограничения на ввоз и вывоз капитала. Эти меры были введены, чтобы не допустить гиперинфляции исландской кроны после того, как в стране лопнул банковский пузырь, поставив ее на грань банкротства. Сам премьер-министр последовательно заявляет, что ни он, ни его жена не нарушали никаких законов и предписаний, аккуратно платили все необходимые налоги, и направленная против него кампания в СМИ политически мотивирована.