ЛОНДОН, 23 июня. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Международные инвесторы, финансисты и биржевые игроки ожидают итогов референдума о членстве Великобритании в ЕС, который пройдет в четверг в Соединенном Королевстве. Результаты плебисцита должны оказать мощное влияние на многие аспекты экономики - от курса фунта стерлингов и биржевых показателей по всему миру до ВВП страны в долгосрочной перспективе.
Британцы скупают доллары и евро
Яркое свидетельство этого - лихорадочное настроение, охватившее население и экспертов в последние дни.
Так, 20 июня лишь на новостях о том, что число сторонников сохранения членства страны в ЕС превысило число евроскептиков произошел мощный рост котировок. За день главный индекс Лондонской фондовой биржи - FTSE 100 вырос на 3%, совокупная стоимость крупнейших британских компаний увеличилась на 50 млрд фунтов ($73 млрд). Курс фунта стерлингов за одну сессию прибавил 2%, впервые с мая вернувшись в зону выше $1,47 США за фунт.
Однако последующие опросы показали, что сторонники евроизоляции усилили свои позиции. В этой ситуации, опасаясь их победы и предсказанного падения курса национальной валюты, британцы стали активно скупать евро и доллары. Спрос на эти валюты в почтовой компании Post Office, среди основных услуг которой обменные операции, с начала недели подскочил 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только во вторник продажи валюты в отделениях уже на 49% выше, чем год назад, а в интернете рост достиг 381%.
Такое настроение подогревается соответствующими прогнозами экспертов. Например, известный финансист и инвестор Джордж Сорос 22 июня выразил уверенность в девальвации фунта в случае Brexit. По его мнению, фунт при таком развитии ситуации может рухнуть до менее чем $1,15 за фунт. Соответственно, в случае сохранения членства в ЕС, прогнозируется его рост.
История отношений Великобритании и ЕС. Досье
Как торговать после Brexit?
Однако валютные колебания - лишь одна из граней той сложной ситуации, которая может ожидать страну в случае Brexit. По мнению экспертов, лишившись членства в сообществе 28 государств, Великобритании будет очень непросто продолжать развиваться нынешними темпами, и даже предсказывают финансовые потрясения, которые затронут всех.
Один из самых болезненных вопросов - торговля. В этой области сторонники выхода страны из ЕС так и не сумели предложить более выгодной альтернативы существующим ныне торговым отношениям. Являясь частью ЕС, исторически торговая держава Великобритания имеет не только беспошлинный доступ к рынкам стран, входящих в блок, но и пользуется преимуществами соглашений о свободной торговле, заключенных Брюсселем с 53 странами.
В лагере евроскептиков, возглавляемых бывшим мэром Лондона Борисом Джонсоном и его соратником по правящей Консервативной партии, министром юстиции Майклом Гоувом, уверены, что без всего этого Великобритания отлично проживет.
В качестве примера они приводят Исландию, Лихтенштейн и Норвегию, которые не входят в ЕС, но являются частью Европейской экономической зоны (ЕЕА). В этом объединении состоят все государства Евросоюза плюс указанные страны. Это обеспечит Великобритании доступ к общему рынку, однако британский экспорт будет проверяться на соответствие правилам происхождения товаров. Это может стоить Великобритании, по различным оценкам, до 1% ВВП.
Швейцарский и турецкий варианты
Можно пойти по пути Швейцарии, не входящей в ЕЕА, но имеющей двусторонние соглашения с Брюсселем. Минус в том, что эти соглашения не распространяются на большинство финансовых услуг. В частности, будут действовать ограничения для банков, а это чувствительный момент для Лондона, который рассматривает себя как международный финансовый центр.
Самое же неприятное в обоих упомянутых вариантах заключается в том, что и члены ЕЕА, и Швейцария вынуждены выполнять правила и требования ЕС, не имея возможности самим участвовать в их выработке. Так, например, Норвегии пришлось применить 75% законодательных норм ЕС, которые фактически были спущены из Брюсселя. Это явно не тот вариант, к которому призывают ратующие за возвращение себе суверенитета сторонники выхода из состава ЕС.
И, в то же время, нет ничего удивительного в том, что переговорные позиции Лондона пошатнутся вне ЕС. Ведь именно об этом британских евроскептиков предупредила канцлер ФРГ Ангела Меркель: "Вы никогда не достигните результата, на который вы рассчитываете, если вас нет в комнате для переговоров". Существует также возможность пойти по пути Турции, которая входит в таможенный союз с ЕС. Но он, опять же, распространяется лишь на некоторые виды товаров и не дает доступа к единому рынку финансовых услуг.
Показатели Великобритании в статистике ЕС. Досье
Обнулить тарифы и жить по правилам ВТО
Есть и более радикальный вариант, предлагаемый некоторыми сторонниками Brexit. Он заключается в том, чтобы отказаться от идеи единого рынка на том основании, что ЕС торговать с королевством все же выгоднее. В условиях, когда на 45% британского экспорта на ЕС приходится 55% импорта из стран блока, полагают они, коммерческие интересы возобладают и бывшие коллеги по ЕС сами найдут способы установить выгодные торговые связи. Поэтому евроскептики и предлагают в одностороннем порядке обнулить собственные импортные тарифы и действовать исключительно на основании правил Всемирной торговой организации (ВТО).
Предупреждения от ВТО
Примечательно, что в самой ВТО без особого восторга воспринимают эту идею. Генеральный директор организации Роберту Азеведу уже предупредил, что дополнительные пошлины в случае выхода Великобритании из ЕС обойдутся британским потребителям в 9 млрд фунтов стерлингов ($13,2 млрд). Британским экспертам придется начать столь сложные переговоры по пересмотру тысяч тарифных линий, определению квот, субсидий, условий доступа к рынкам, что по объему эта работа будет практически соответствовать присоединению к ВТО с нуля. Конечно, процесс получения членства Великобритании в организации со штаб-квартирой в Женеве не займет почти 20 лет, как в случае с Россией, но ни простым, ни дешевым он явно не будет.
Неизбежное падение ВВП
Мрачно смотрят на последствия выхода из ЕС и в Международном валютном фонде (МВФ). В распространенном в 18 июня докладе эксперты фонда предупредили, что влияние Brexit на британскую экономику будет "негативным и серьезным". В исследовании приводятся два сценария развития ситуации. В одном из них, более оптимистичном, Лондон быстро проводит переговоры по торговому соглашению с ЕС. В этом случае ВВП Королевства к 2019 году будет на 1,4% меньше, чем в ситуации, при которой в отношениях Лондона и Брюсселя ничего не меняется.
Негативный сценарий предполагает, что переговоры будут идти трудно. Великобритания в итоге начнет действовать на основании правил ВТО, но к 2019 году ВВП будет на 5,6% ниже, чем мог бы быть, останься страна в ЕС.
Ирония в том, что, по оценкам того же МВФ, потеря ВВП всего на 1% сведет на нет всю выгоду от выхода из ЕС и отсутствия необходимости Лондону делать взносы в общеевропейский бюджет. Непомерно большие выплаты Брюсселю являются одним из главных аргументов сторонников выхода страны из ЕС. Они называют цифру в 350 млн фунтов ($502 млн), которые еженедельно перечисляются на благо ЕС. По данным же статистического ведомства Соединенного Королевства, эта цифра в реальности ниже и составляет 136 млн фунтов ($195 млн).
"Решение за британцами": политики и финансисты o Brexit
Бюссельские санкции
Все эти прогнозы выглядят тем более зловеще, если принять во внимание, что вряд ли европейские коллеги будут очень сговорчивыми с решившими, образно выражаясь, подать на развод британцами. Более того, они будут не прочь устроить публичную порку.
Как пишет влиятельный журнал "Экономист", три крупнейшие экономики ЕС - Германия, Франция и Италия - страстно хотят, чтобы Великобритания сохранила свое членство, но они не оставят это без последствий. "Я не хочу вас пугать… но во многих областях (в случае выхода из ЕС) будут последствия", - предупредил еще в марте французский президент Франсуа Олланд.
Среди упомянутых стран Франция занимает, наверное, самую жесткую позицию. Отчасти, для того, чтобы пригрозить другим странам блока, который за свою 60-летнюю историю не знал случаев, чтобы кто-то покидал его. Отчасти - показать и самим французам, что лучше оставаться в ЕС. По опросам компании Pew, негативно относятся к ЕС 61% французов и по этому показателю они превосходят даже британцев, лишь 48% которых настроены против Брюсселя.
Прощай, трансатлантическое партнерство
В случае Brexit, Великобритания, например, сразу же перестанет участвовать в переговорах о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) - самой большой в мире зоны беспошлинной торговли с населением в 820 млн человек. Помимо США и Евросоюза, этот проект охватывает Канаду, Мексику, Швейцарию, Норвегию, Исландию, Лихтенштейн и ряд государств - кандидатов в члены ЕС.
"Если на референдуме победят сторонники выхода из ЕС, то Великобритания не сможет быть частью этого соглашения, она автоматически окажется вне его, потому что мандат на переговоры находится у Еврокомиссии, а не у отдельных стран", - сказал в беседе с корр. ТАСС научный сотрудник бернского Института всемирной торговли (World Trade Institute), доцент кафедры международного экономического права Чилийского университета Родриго Поланко.
Эксперт считает практически невозможным, что Лондону, прояви он желание подключиться к переговорам после Brexit, удастся это сделать. "Такое решение будет зависеть от воли двух сторон переговорного процесса - США и ЕС, но мне кажется маловероятным, что ЕС согласится на то, чтобы Великобритания была допущена за стол переговоров, это практически невозможно", - отметил он.
Столь жесткую позицию Брюсселя эксперт объясняет желанием ЕС четко дать понять своим членам, что последствия от выхода из состава сообщества, объединяющего 28 государств, будут серьезными. "Сигнал будет очевидным - санкции в отношении Великобритании за выход из ЕС окажутся жесткими. Потому что без такого твердого подхода, может быть, выйдут Греция, Нидерланды и другие страны", - сказал он.
"Великий проект европейского либерализма" или "прыжок в темноту?": британцы о Brexit
Кто еще предостерегает от Brexit
С предостережениями выступили и главы таких организаций, как Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банк Англии, главы крупнейших компаний и корпораций: нефтяных BP и Royal Dutch Shell, горнодобывающих Rio Tinto и Billiton, телекоммуникационных Vodafone и ВТ. К ним присоединились главы аэрокосмической компании Rolls-Royce, оборонной BAE Systems, банка HSBC, авиакомпании EasyJet, автомобильной Jaguar Land Rover, компании розничной торговли Marks and Spencer, аэропортов Heathrow и Gatwick.
Несмотря на все эти предупреждения, общественное мнение в Великобритании разделено практически пополам. И осталось подождать совсем немного, чтобы узнать, какое решение примут британцы - совершат они "прыжок в темноту", как любит выражаться британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, или "обретут свободу", как парирует его соперник Борис Джонсон. И, реши британцы хлопнуть дверью, появится отличная возможность на практике проверить, насколько реалистичны многочисленные мрачные прогнозы последних месяцев.