НЬЮ-ЙОРК, 14 июля. /Корр. ТАСС Иван Пильщиков/. Москва и Вашингтон могут извлечь огромную экономическую выгоду из строительства тоннеля под Беринговым проливом, который связал бы российскую и американскую территории. Такое мнение выразил в интервью ТАСС бывший сенатор штата Аляска и участник президентской гонки 2008 года в США Майкл Грейвел.
"Это абсолютно выполнимо и не труднее, чем проложить тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Великобританию и Францию", - подчеркнул политик, представлявший в Сенате Конгресса США в период с 1969 по 1981 годы Аляску, которая географически является самым близким к России американским штатом.
"Вместо того, чтобы обмениваться угрозами, нам нужно работать именно над такими проектами, объединяющими нас, - добавил бывший законодатель, представлявший Демократическую партию. - Нам следовало бы использовать те технологические мощности, которые задействованы в настоящее время в ВПК, и привлечь их к реализации подобных проектов. Они идут на благо всему человечеству".
По мнению Грейвела, длина тоннеля под Беринговым проливом составила бы порядка 80 км, в перспективе он должен стать частью "железнодорожной системы, по которой курсировали бы поезда на магнитной подушке со скоростью около 600 км в час из Канады через Аляску в Россию, и далее по "Новому Шелковому пути", над которым работают РФ и Китай".
Американский бизнес увидит выгоды
Политик выразил уверенность в том, что со временем американский бизнес осознает выгодность данного проекта и будет вкладывать в него средства. "Подтверждением этого является то, что впервые идею строительства тоннеля под Беринговым проливом предложил как раз американский предприниматель", - добавил он. Как отметил Грейвел, им был железнодорожный магнат Эдвард Генри Гарриман - отец промышленника и дипломата Уильяма Аверелла Гарримана, позже отвечавшего за взаимодействие между США и СССР в сфере поставок вооружений и продовольствия в годы Великой Отечественной войны.
"Именно с Гарримана все и началось, - сказал экс-сенатор. - Территорию Аляски обследовали на предмет возможного строительства этой железной дороги. Таким образом, к Аляске было привлечено дополнительное внимание, что способствовало ее развитию".
"Уверен, что американский бизнес со временем серьезно заинтересуется и российско-китайским проектом "Новый Шелковый путь". Хотя, он сыграет определяющее значение в XXI веке и, если его будут осуществлять и без участия США", - подчеркнул бывший законодатель.
"Такие связующие звенья между государствами необходимо создать, чтобы гарантировать развитие экономики и всего человечества, - подчеркнул Грейвел. - Для блага людей нужно именно это, а не та система, которая существует сейчас, когда крупные банки грабят целые государства, а разные элементы, в том числе американские неоконсерваторы и сторонники либерального интервенционализма, развязывают войны ради своих политических воззрений. То, что происходит - это неправильно".
Нужен российский опыт
Говоря о непосредственных экономических выгодах, которые принесло бы строительство тоннеля, Грейвел отметил: "Аляска из-за усилий, предпринимаемых защитниками окружающей среды, в течение продолжительного времени в достаточной мере не эксплуатировалась. Различные законы, принятые государством, сильно ограничивали возможности разработки ее ресурсов, даже и при использовании разумных методов, учитывающих экологические факторы".
Экс-сенатор, при этом, подчеркнул, что Россия обладает внушительным опытом в данной сфере. "Она активно использовала и продолжает использовать ресурсы Арктики и Сибири на благо людей", - констатировал он. "Сложно назвать конкретные цифры, но ясно, что соединив два континента, мы также сможем направить ресурсы из Евразии в центральные районы Западного полушария", - добавил он.
Отвечая на вопрос о том, в какой степени реализован в настоящее время потенциал экономического сотрудничества между восточными регионами России и американскими территориями, в том числе Аляской, экс-сенатор указал: "Он совершенно не реализован, а строительство тоннеля способствовало бы этому. Однако и просто развитие транспортной инфраструктуры в Сибири, на Чукотке и на Аляске было бы очень полезно".
Культурный элемент
По мнению экс-сенатора, соединение США и России сухопутным путем имеет ценность и с точки зрения понимания между народами. "Конечно, в первую очередь, здесь идет речь о пользе для промышленности, но есть в этом и культурный элемент, - указал он. - Следует понимать, что на Аляске и сейчас имеется определенное культурное присутствие России, у нас есть связанные с ней памятники".
Один из них, как напомнил Грейвел, это памятник Александру Баранову, который управлял русскими поселениями в Северной Америке в конце XVIII и начале XIX веков. "Мы называем его "Царь Аляски", - отметил бывший сенатор. - Культурная связь между нами уже есть, следует ее расширять и укреплять".
"Уверен, что в XXI веке этот тоннель появится, и он будет связан с "Новым Шелковым путем", - заявил Грейвел. - Думаю, может пройти от 30 до 50 лет, прежде чем проект будет в полной мере реализован".