24 июля 2016, 08:46,
обновлено 24 июля 2016, 10:55
Санкции в отношении России

Депутат: парламент Бельгии принял к рассмотрению резолюцию об отмене санкций ЕС против РФ

Заседание парламента Белгии. EPA/ OLIVIER HOSLET
Заседание парламента Белгии

По словам автора проекта документа Альдо Каркасси, слушания по резолюции пройдут сразу после парламентских каникул

БРЮССЕЛЬ, 24 июля. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Парламент Бельгии "принял к рассмотрению резолюцию об отмене санкций Евросоюза в отношении России". Об этом сообщил ТАСС автор проекта резолюции депутат Альдо Каркасси.

"Проект резолюции принят к рассмотрению. Сразу после парламентских каникул слушания по этой резолюции пройдут в Комиссии по внешним делам Палаты представителей. Ее цель - уполномочить правительство Бельгии выступить в Европейском союзе в поддержку отмены санкций против России, от которых страдают бельгийские аграрии", - заявил он.

"Если в 2013 году, до санкций, торговый оборот между Россией и Бельгией составлял 15,1 млрд евро, то сегодня он упал на 23% и составляет 11,4 млрд евро. По самым оптимистическим данным, бельгийский аграрный сектор сократился на 5% в результате санкций. Эти цифры фигурируют и в проекте резолюции", - заключил парламентарий.

"Я уверен, что справедливость восторжествует. Бельгийские аграрии стали первыми, кто пострадал в результате введения санкций, политическая эффективность которых вызывает большие сомнения. Именно поэтому я считаю необходимым и своевременным поставить вопрос об отмене санкций. Бельгия должна сыграть свою роль в этом", - сказал он.

Бельгийский парламентарий пообещал приложить значительные усилия для принятия этой резолюции. "Сразу после завершения парламентских каникул я начну консультации с представителями различных политических партий Бельгии, как правой, так и левой ориентации, чтобы заручиться необходимой поддержкой", - отметил он.

Юридически несостоятельны

В полученном ТАСС проекте резолюции приведены четыре тщательно обоснованных аргумента против санкций. Во-первых, в документе подчеркивается, что санкции ЕС "противоречат международному праву, поскольку единственным органом, имеющим полномочия для введения санкций, является Совет безопасности ООН", который никогда не вводил и не поддерживал никаких ограничительных мер против России.

Неверно направлены

Во-вторых, в резолюции подчеркивается, что санкции уже должны быть сняты, следуя логике самого Евросоюза, который увязал их отмену с выполнением Россией всех условий минских соглашений.

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

12 февраля 2015 года участники переговоров контактной группы в Минске подписали ранее согласованный с главами стран - участниц "нормандской четверки" документ, предусматривающий прекращение огня в Донбассе с 15 февраля. Переговоры "нормандской четверки" в составе президентов РФ, Украины и Франции, а также канцлера ФРГ продолжались в Минске в разных форматах (в узком составе и с участием членов делегаций) с вечера 11 февраля в общей сложности около 16 часов.

"В этой связи стоит напомнить, что Москва не является стороной гражданского конфликта на востоке Украины. Отсюда единственным обязательством России, которое следует из соглашения "Минск-2", является необходимость оказания давления на народные республики Луганска и Донецка для прекращения военных столкновений. Учитывая, что перемирие на Украине, установленное после подписания соглашения "Минск-2" 12 февраля 2015 года, в целом соблюдается, Россия свои обязательства выполнила", - говорится в документе.

В нем подчеркивается, что, следуя этой логике, ЕС должен был бы ввести санкции против Киева. "Если мы настолько озабочены полным выполнением "Минска-2", то следует напомнить, что 11-й пункт ключевого документа этого соглашения - комплекса мер по реализации минских соглашений - предусматривает внесение Киевом до конца 2015 года изменений в конституцию Украины для проведения местных выборов в Донецком и Луганском регионах. Поскольку этого не произошло, было бы уместно ввести европейские санкции против Киева, который явно нарушает свои обязательства", - говорится в резолюции.

Экономически неэффективны

В-третьих, резолюция подчеркивает полную неэффективность санкций.

"Получив удар ниже пояса в результате европейских санкций в 2014 году, сегодня российская экономика полностью восстановилась, рубль стабилизировался и макроэкономические показатели России в действительности лучше, чем аналогичные показатели большинства стран ЕС. Парадоксально, но россияне использовали санкции как возможность для снижения своей зависимости от (экспорта) углеводородного топлива. Тогда как европейские фермеры были вынуждены покинуть российский рынок, аграрный сектор РФ продемонстрировал значительный рост", - отмечается в документе.

В результате аграрии стали первыми, кто страдает сегодня в результате санкций, говорится в тексте документа

Россия - это союзник

Наконец, последний, четвертый тезис резолюции против санкций состоит из единственной фразы, которая, по мнению автора, не нуждается в пояснениях и доказательствах. "Россия - это наш и друг и союзник в борьбе против терроризма и против ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство". - Прим. ТАСС).

Российская позиция

Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков убежден, что речь идет об устойчивой тенденции, которая опирается на общественное мнение и на политические круги. Парламентарий не сомневается, что "будут и другие резолюции, потому что политика санкций и в экономическом смысле, и в финансовом отношении себя исчерпала".

Санкции начинают подтаивать, потому что Европе не выгодны существующие отношения с Россией, считает в свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Санкции Евросоюза против России

Сегодня в отношении РФ действуют три пакета санкций Евросоюза: экономические секторальные санкции, черный список физических и юридических лиц, которым закрыт доступ на территорию ЕС и к европейской банковской системе, а также ограничительные меры в отношении Крыма, с которым европейскому бизнесу запрещено иметь какие бы то ни было контакты.

Экономические санкции в отношении России были введены Евросоюзом с 1 августа 2014 года, усилены в сентябре и смягчены в октябре, когда из-под действия кредитных ограничений в отношении РФ отдельным решением совета ЕС были частично выведены европейские "дочки" российских госбанков. Последний раз они были продлены 1 июля этого года: до 31 января 2017 года.

Экономические секторальные санкции ЕС в отношении РФ включают ограничения в сфере кредитования ключевых российских госбанков, оборонных предприятий и предприятий нефтепромышленности. Кроме того, Евросоюз ввел ограничения на поставки в РФ оружия и военной техники, военных технологий и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий для нефтедобычи. Ограничительные меры ЕС не коснулись российской газовой промышленности.

Этой осенью в Совете ЕС запланирована широкая дискуссия о дальнейших отношениях Евросоюза и России, включая вопрос о смягчении или отмене ограничительных мер в условиях, когда все больше государств ЕС выступают с критикой санкционной политики.

Кто попал во все антироссийские черные списки

Контрсанкции

29 июня президент России Владимир Путин подписал указ о продлении контрсанкций с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года.

1 июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление "О мерах по реализации Указа Президента России "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Постановлением продлен с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.