МИНСК, 29 ноября. /ТАСС/. Главы МИД "нормандской четверки" на встрече в белорусской столице во вторник не смогли согласовать "дорожную карту" по реализации минских соглашений с целью урегулирования конфликта на Украине. Задача добиться этого до конца ноября была поставлена лидерами Германии, России, Украины и Франции на саммите в Берлине 19 октября.
По итогам переговоров в Минске министр иностранных дел РФ Сергей Лавров был категоричен: "Никаких прорывов у нас сегодня достигнуто не было".
Более того, участники встречи констатировали ужесточение позиций сторон по ряду ключевых вопросов, хотя в целом никто из них необходимость дальнейших усилий в рамках минского процесса сомнению не подвергал. "Я считаю позитивным уже то, что договоренности лидеров от 19 октября не подвергаются сомнению", - сказал Сергей Лавров.
"Дорожная карта"
По словам главы российского внешнеполитического ведомства, совершенно очевидно, что "минские договоренности буксуют, несмотря на то внимание, которое практически регулярно руководителями России, Франции, Германии и Украины уделяется этим вопросам". "На рабочем уровне пока не получается даже согласовать последовательность шагов, прежде всего в сфере безопасности и политических реформ, которые должны состояться, - продолжал он. - Имеется в виду закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, его закрепление на постоянной основе в конституции Украины, амнистия и проведение местных выборов. Шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы подготовить все эти реформы, мы увязываем с шагами в сфере безопасности. О последовательности этих действий шла речь".
Однако эти подходы не разделяет украинская сторона. Так, глава МИД Украины Павел Климкин заявил о принципиальных разногласиях с Москвой. "Дискуссия о логике "дорожной карты" была короткой. Российская сторона не соглашается на наши ключевые приоритеты. У нас фундаментальные различия во взглядах", - сказал он.
При этом Климкин уточнил, что Украина по-прежнему настаивает на обеспечении доступа ОБСЕ к границе с Россией в Донбассе, введении в регион вооруженной миссии ОБСЕ. "Без перекрытия границы со стороны ОБСЕ движения вперед быть не может", - заявил он.
Однако, по словам Лаврова, тема размещения в Донбассе вооруженной миссии ОБСЕ на сегодняшней встрече вообще не обсуждалась. "Этот вопрос уже не актуален, потому что такой необходимости не существует, сегодня никто об этом не говорил, - подчеркнул министр. - Ни о каких военизированных миссиях ОБСЕ или какой-либо другой структуры, о чем периодически говорят в Киеве, никто даже не помышляет".
Трудными назвал сегодняшние переговоры и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. По словам министра, главы МИД не смогли договориться о "дорожной карте" урегулирования в Донбассе, по которой "осталось еще много открытых вопросов".
"Мы все еще далеки от политической договоренности, которая подготовила бы почву для местных выборов в регионе", - признал Штайнмайер.
При этом он назвал переговоры в Минске "важными и необходимыми" и отметил, что Германия и Франция не оставят попыток подтолкнуть реализацию "Минска-2".
"Громких пустых заявлений недостаточно, чтобы преодолеть этот конфликт", - подчеркнул министр.
Безопасность
Глава МИД РФ перечислил также другие темы, затронутые министрами, среди которых он назвал нарушения договоренностей сторон об отводе тяжелых вооружений и создании зон безопасности на линии соприкосновения в Донбассе.
Он сообщил, что часть тяжелых вооружений "постоянно возвращается на линию соприкосновения". "Мы сегодня привели статистику Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Она фиксирует, что со стороны ВСУ в разы больше нарушений такого рода. То же самое касается и сохранения техники в зоне безопасности, а также периодического исчезновения тяжелых вооружений со складов, куда они были отведены и где должны были находиться", - указал Лавров.
Российский министр напомнил о договоренности отвести не только тяжелые вооружения, но и силы сторон на линии соприкосновения, начиная с трех так называемых пилотных зон в районах Золотого, Петровского и Станицы Луганской. "В первых двух случаях такое разделение состоялось, - отметил Лавров. - В Станице Луганской по-прежнему не идет процесс из-за неких сложностей со стороны Вооруженных сил Украины".
В итоге на сегодняшней встрече стороны подтвердили необходимость продолжить дальнейшую работу по созданию зон безопасности.
Штайнмайер отметил, что испытывает оптимизм в этом вопросе и сообщил, что число таких зон должно увеличиться до семи.
Экономика и гуманитарные вопросы
Глава МИД РФ сообщил, что помимо шагов в сфере безопасности и политических реформ стороны обсудили также ситуацию в гуманитарной и экономической сферах.
"Мы поддерживаем те решения, которые должны быть приняты во исполнение поручения лидеров, собиравшихся в Берлине 19 октября, - сказал он. - Это касается и доступа МККК ко всем задержанным по обе стороны линии соприкосновения, возобновления оказания услуг населению, которые они пока не получают в полном объеме, и целого ряда вопросов, связанных с водоснабжением, налаживанием элементарной экономической жизни и многого другого".
В этой связи особое внимание Сергей Лавров обратил на ситуацию с экономической подгруппой контактной группы.
"Мы сегодня особо привлекли внимание к тому, что экономическая подгруппа контактной группы, где решаются такие важные вопросы, как водоснабжение, практически заблокирована. Она с августа ни разу не собиралась по причине отсутствия согласия украинской стороны с теми представителями, которые были туда делегированы Донбассом", - указал министр.
"Наше сегодняшнее общее решение заключается в том, что эта подгруппа должна немедленно возобновить свою работу и решить те вопросы, которые стоят на повестке дня", - подчеркнул он.
Обменяться пленными до конца года
Спецпредставитель председателя ОБСЕ в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Мартин Сайдик, который также был приглашен на встречу министров, заявил, что рассчитывает на прогресс в работе контактной группы в гуманитарных вопросах. "Мы на это надеемся", - заявил он, отвечая на вопросы корреспондента ТАСС.
По его словам, 7 декабря на заседании контактной группы обсуждение данной проблематики станет ключевым пунктом повестки переговоров. "Это очень важно, и все это понимают", - отметил он. Но самое важно, считает Сайдик, это достичь прогресса в обмене пленными. "Желательно сделать это перед новогодними и рождественскими праздниками", - уточнил он.
Схожую позицию высказала и представитель Киева в гуманитарной подгруппе контактной группы Ирина Геращенко. "Процесс освобождения (пленных в Донбассе - прим. ТАСС) должен быть до Нового года", - заявила она.
Штайнмайер также отметил, что Международный комитет Красного Креста мог бы помочь в вопросе освобождения "значительного числа пленных" до конца года.
Минский процесс
В основе мирного урегулирования конфликта в Донбассе лежат так называемые минские договоренности, которые предполагают не только прекращение огня, отвод вооружений, амнистию, возобновление экономических связей, но и проведение глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Однако украинская сторона отказывается от выполнения политических пунктов соглашения, ссылаясь на неурегулированность вопросов безопасности. В частности, она настаивает на передаче ей участка границы с РФ, хотя это должно произойти, согласно минским договоренностям, только после выборов.
В этой ситуации на состоявшейся 19 октября в Берлине очередной встрече "нормандской четверки" было принято решение до конца ноября текущего года разработать "дорожную карту" по выполнению минских соглашений, где были бы подробно расписаны действия сторон, их последовательность и временные рамки.
На встрече в Минске этого сделать не удалось. Поэтому министры договорились, что будет продолжена работа как в самом "нормандском формате" на уровне экспертов-юристов, военных экспертов, дипломатических представителей, так и в контактной группе и ее подгруппах.
"Без этого формата никаких окончательных решений принять невозможно, - подчеркнул Сергей Лавров. - Только там, где представлены все стороны конфликта - и киевское правительство, и представители Донецка и Луганска - можно заключать окончательные договоренности".