ГАМБУРГ, 8 декабря. /ТАСС/. Министры иностранных дел стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) соберутся в четверг в Гамбурге на ежегодную встречу. Им предстоит непростая дискуссия о проблемах европейской безопасности после событий, изменивших в этом году статус-кво на европейском континенте - Brexit и победы Дональда Трампа на президентских выборах в Соединенных Штатах, внешнеполитический вектор которых при новой администрации пока угадывается с трудом.
В очередной раз одной из центральных тем станет ситуация на Украине. Кроме того, председательствующая в этом году в ОБСЕ Германия намерена в Гамбурге инициировать широкий диалог о новых подходах к контролю над вооружениями в Европе и об усилении роли самой организации при реагировании на конфликты.
Россия на Совете министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ будет традиционно представлена главой МИД Сергеем Лавровым. В Москве рассматривают предстоящую встречу как площадку "для политического диалога на высоком министерском уровне, открытого обсуждения озабоченностей и общих вызовов и восстановления доверия между государствами", отметила накануне заседания официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова.
Участники СМИД ОБСЕ используют заседание также как возможность для проведения двусторонних контактов. В день прибытия, вечером 7 декабря, Лавров уже провел встречи с госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Германии, действующим председателем ОБСЕ Франком-Вальтером Штайнмайером.
Двустороння программа российского министра, как ожидается, продолжится и в четверг. Итоги российского участия в СМИД ОБСЕ Лавров, как правило, подводит на пресс-конференции в заключительный день заседания.
Контроль над вооружениями и ускользающий диалог
Ситуация на Украине и различные подходы стран Организации к вопросам безопасности в последние несколько лет привели к росту противоречий в ОБСЕ. Так, согласование документов по итогам предыдущего СМИД в Белграде в 2015 году затянулось за полночь, хотя ранее эта работа занимала не более нескольких часов. Как заявил в интервью ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер, сейчас задачей должен стать поиск общей базы для возобновления диалога.
Среди последних инициатив, направленных на преодоление такого разделения, стало предложение германского председательства о начале дискуссии по вопросу контроля над вооружениями в Европе. В МИД РФ отмечали, что такой шаг давно назрел, но он неотделим от обсуждения будущей системы европейской безопасности в целом. "Ожидаем от германской стороны конкретизации ее инициативы и формирования концепции диалога, - указали в Министерстве иностранных дел РФ накануне встречи. - Важно, как на инициативу откликнутся те члены НАТО, чьими усилиями ранее диалог по контролю над вооружениями был заведен в тупик и заморожен".
Как отмечал Занньер, ОБСЕ вполне может стать площадкой для такой дискуссии. "Но здесь есть много аспектов, и ряд из них обсуждается в контексте совета Россия - НАТО", - добавил он.
Генсек организации также выступил с предложением обновить Венский документ ОБСЕ о мерах укрепления доверия и безопасности. По его словам, "Венский документ исправно работал в обстановке, которая была достаточно хорошо отрегулирована". "Он появился в результате холодной войны и отражает ее логику, логику кризисов и конфликтов государства с государством. И он хорошо работал в 90-е и позже. Теперь мы видим новые феномены", - констатировал он.
"Во-первых, некоторые конфликты, как, например, в Донбассе или с Крымом, - это то, что можно назвать гибридным конфликтом, - утверждал Занньер. - Мы находимся в ситуации, когда правила или параметры межгосударственного кризиса или конфликта нечеткие, сложно адаптировать или применять эти правила к кризису, который нам трудно описать. Поэтому нужно обновить или отладить механизм, чтобы он работал в новых обстоятельствах".
Международные проблемы
С начала кризиса на Украине ситуация в этой стране занимала одно из центральных мест в работе СМИД. На протяжении 2016 года Киев регулярно поднимал тему введения на Донбасс полицейской или вооруженной миссии ОБСЕ. Однако о том, что на данный момент обсуждение этого вопроса невозможно, ранее заявили в МИД ФРГ, такое же мнение высказывали постоянный представитель США при ОБСЕ Дэниел Баер, генеральный секретарь организации Ламберто Занньер. Лавров отмечал, что на прошедшей 29 ноября встрече министров иностранных дел "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция, Украина) данная тема не обсуждалась.
Генсек ОБСЕ также подтверждал, что в Организации "проводят внутреннюю работу, включая анализ существующих в ООН моделей". "Но нет политической инициативы на столе, нет импульса для нас, чтобы двигаться в сторону оказания помощи при проведении выборов, создания для этого условий безопасности", - заявил он. При этом Занньер подчеркнул, что "вопрос полицейской миссии должен рассматриваться отдельно от вопроса ее вооружения". "Думаю, если дело пойдет дальше, обсуждение полицейского компонента станет одним из приоритетов", - считает он.
Таким образом, оснований ожидать, что данный вопрос будет подниматься на предстоящем заседании СМИД ОБСЕ, нет.
Ситуация в Сирии, очевидно, тоже займет важное место в выступлениях министров, однако ОБСЕ, в отличие от работы в Контактной группе и Спецмониторинговой миссии на Украине, не участвует каким-либо образом в урегулировании сирийского конфликта. Продвижение на этом треке может быть достигнуто в рамках двусторонних контактов российского министра на полях встречи.
Россия и ОБСЕ
В Москве отмечают важность площадки ОБСЕ для обсуждения вопросов общеевропейской безопасности. При этом, как неоднократно подчеркивал Лавров, система безопасности в Европе должна быть основана на принципах равенства и неделимости, так чтобы интересы одних стран не обеспечивались за счет других. При этом, как указывал российский министр, необходимо обеспечить, "чтобы все, что делается в нашей Организации, являлось результатом баланса интересов и чтобы никто из членов ОБСЕ не рассматривал Организацию как инструмент, которым можно манипулировать".
Традиционно Россия отмечает также необходимость регламентации работы ОБСЕ, что помогло бы повысить эффективность работы Организации, облегчить процесс принятия решений. Важным шагом на этом направлении могло бы стать принятие устава данной структуры.
МИД РФ также высказывал озабоченности в связи с политизацией гуманитарной проблематики в ОБСЕ. С точки зрения российского дипломатического ведомства, на направлении защиты прав человека преобладает стремление отдельных государств - участников ОБСЕ использовать правозащитную проблематику для навязывания собственных подходов и решения задач, которые имеют небольшое отношение к продвижению прав человека и направлены на достижение собственных внешнеполитических целей.