27 февраля 2017, 18:00,
обновлено 27 февраля 2017, 17:00
Палестино-израильский конфликт

Все новое — хорошо забытое старое: почему США опять могут выйти из СПЧ ООН

EPA/ SALVATORE DI NOLFI

Администрация Дональда Трампа рассматривает возможность выхода из Совета ООН по правам человека, постоянно критикующего политику ближайшего союзника США — Израиля

Сообщение американской газеты Politico о том, что США могут покинуть Совет ООН по правам человека (СПЧ), вызвало неоднозначную реакцию в стране: от осуждения правозащитной организацией Human Rights Watch до открытых призывов к скорейшему выходу из Совета консервативными СМИ. ТАСС рассказывает о причинах, по которым Вашингтон может отказаться от членства в СПЧ, а также о том, что это не первый случай в истории страны.

Новое название — старые проблемы

Генеральная Ассамблея ООН учредила Совет относительно недавно — в 2006 году. С инициативой о создании СПЧ выступил в 2005 году Генсек международной организации Кофи Аннан на очередной ежегодной сессии Комиссии ООН по правам человека, которую и сменил Совет. Основной причиной, по которой Аннан считал необходимым создание новой организации в системе ООН, была излишняя политизированность института.

Таким образом, Аннан стал первым Генсеком организации, открыто призвавшим к реформированию Комиссии и признавшим ее стремительно падающие авторитет и популярность.

Помимо политизированности Комиссию также критиковали за ее состав — в разное время членами организации при Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС) становились страны, в которых положение в области прав человека было далеко от идеального. Что, впрочем, не помешало комиссии работать на протяжении 60 лет.

Ныне действующий Совет по правам человека представлен 47 государствами, которые избираются большинством членов Генассамблеи по географическому признаку. Государства Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона имеют по 13 мест, Латинской Америки и Карибского бассейна — 8 мест, страны Запада — 7 мест, а восточноевропейские государства — 6 мест. Каждый год по результатам выборов государства, победившие в голосовании, становятся членами Совета на три года.

Действующими членами Совета до сих пор являются некоторые страны, в которых, по мнению западных правозащитных организаций, права человека соблюдаются не в полной мере.

В ноябре 2016 года, спустя месяц после того, как Россия не смогла добиться переизбрания в СПЧ, заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Григорий Лукьянцев заявил, что Совет стал площадкой для сведения политических счетов и "шельмования государств".

Так российская дипломатия указала на недостаток, ставший 11 лет назад основной причиной создания СПЧ ООН.

Решение Буша, выбор Трампа и фактор Израиля

В случае, если администрация Трампа решится на выход из Совета, это не станет для страны чем-то беспрецедентным. В 2006 году администрация Джорджа Буша — младшего решила не выдвигать кандидатуру США на членство в Совете, а в 2008 году страна вышла из СПЧ. На то у Буша было три веские причины: жесткая позиция Совета по отношению к Израилю, присутствие в Совете стран с жестким правящим режимом и неуверенность в том, что СПЧ будет сильно отличаться (в лучшую сторону) от завершившей свою работу Комиссии по правам человека.

Впрочем, демократ Барак Обама придерживался другой точки зрения. США вновь стали членом Совета в первый же год президентства Обамы, а затем Штаты дважды переизбирались в 2012 и 2016 годах. 

Постоянный представитель США при ООН администрации Буша-младшего Джон Болтон тогда сравнил выбор нового президента с решением "забраться на борт "Титаника" после того, как тот столкнулся с айсбергом".

Дональд Трамп отличается от своего предшественника не только скептическим подходом к Совету, но и к самой системе ООН в целом. Американский президент заявлял, что организация практически не приносит пользы, а в январе американская газета New York Times сообщила о якобы готовящемся к подписанию указе, предусматривающем сокращение финансирования международных организаций, в том числе ООН, минимум на 40%. Согласно этому документу, финансовой помощи США может лишиться любая организация, признающая, например, палестинское государство.

Как сообщает Politico, основной причиной возможного выхода страны из Совета по правам человека является его последовательная антиизраильская позиция. С 2006 года действия Израиля подвергались в СПЧ резкой критике и осуждению более 60 раз, в то время как все остальные страны мира вместе взятые — лишь 55 раз. 

И это несмотря на то, что еще в 2006 году Кофи Аннан предупреждал, что Комиссия по правам человека не должна подходить к нарушениям прав человека Израилем "непропорционально".

В 2014 году такой подход СПЧ привел к тому, что еврейское государство отказало во въезде членам комиссии Совета, которые хотели заняться расследованием действий армии Израиля в секторе Газа в рамках военной операции "Рубеж обороны". 

Через день после избрания Трампа премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что новый президент США является "настоящим другом" его страны. Да и сам Трамп не раз указывал на свое отношение к еврейскому государству как к другу и союзнику.

Учитывая и двустороннюю симпатию как двух государств, так и их глав, и историю взаимоотношений США с СПЧ при Буше-младшем, и авторитет СПЧ как организации, не справившейся с основными проблемами своего предшественника (Комиссии), повторный выход из Совета при Трампе кажется вполне реалистичным.

Я уверен, что избранный президент Трамп и я будем продолжать укреплять уникальный альянс между двумя нашими странами и доведем его до еще больших высот
Биньямин Нетаньяху
Премьер-министр Израиля

Александр Мосесов