ЛОНДОН, 2 марта. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Максим Рыжков/. Властям Великобритании не следует осуждать Россию за ее действия в Сирии, если у них нет соответствующих доказательств. С таким предупреждением выступил комитет по международным делам Палаты общин британского парламента, опубликовавший 2 марта специальный доклад об отношениях Лондона и Москвы.
"Правительство Соединенного Королевства обвинило Россию в совершении военных преступлений в Сирии, но не опубликовало свидетельств в поддержку своих утверждений", - подчеркивается в 74-страничном документе.
По мнению членов комитета, британское правительство "право в том, что обращает внимание на действия российской армии, которые потенциально нарушают международное гуманитарное право". "Однако если правительство продолжает утверждать, что Россия совершила военные преступления в Сирии, не предоставив основы для своих обвинений", то оно, как отмечается в докладе, рискует укрепить якобы созданный Москвой "стереотип", сводящийся к тому, что "Россия стала заложницей несправедливых двойных стандартов со стороны враждебных и лицемерных западных держав".
Реакция российского МИД
В 2016 году министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон озвучил версию, согласно которой "отношение в мире к России ужесточается" из-за ее действий в Сирии, в результате чего она может "превратиться в государство-изгоя". До этого он не раз говорил о том, что РФ, возможно, причастна к совершению военных преступлений в арабской стране.
В ответ на это официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что бездоказательные обвинения Джонсона свидетельствуют об утрате Лондоном контроля над ситуацией. "Если вы так прямо обвиняете Российскую Федерацию, что вам мешает так же прямо предоставить соответствующие материалы - данные спутников, геолокации, любые материалы, которые могут подтвердить ваши заявления?" - задала вопрос дипломат.
Сирия и Украина как камень преткновения
В целом в докладе утверждается, что именно события, происходящие в Сирии, а также на Украине, порождают наиболее сложные проблемы на пути к восстановлению отношений между Лондоном и Москвой. "Российские действия на Украине и в Сирии представляют собой самые неотложные внешнеполитические вызовы в британо-российских отношениях", - полагают депутаты.
"Украина должна сама выбирать свое будущее. Соединенному Королевству и его союзникам следует поддерживать Украину в развитии устойчивости к дальнейшим российским посягательствам и в построении ее социальной, политической и физической инфраструктуры, что облегчит дальнейшее сотрудничество с Западом и позволит Украине взаимодействовать с Россией на равных условиях", - говорится в документе.
Что будет с санкциями?
Британские парламентарии также попросили министерство иностранных дел и по делам Содружества разъяснить, что станет с антироссийскими санкциями после того, как Соединенное Королевство выйдет из состава Евросоюза.
"МИД должен пояснить, каким образом Великобритания будет применять санкции после выхода из ЕС, объяснить, приведет ли Brexit к изменениям в нынешнем санкционном режиме, и проанализировать издержки и выгоды различных возможных вариантов британских санкций", - говорится в докладе.
Комитет выразил надежду, что МИД опубликует такой доклад к марту 2018 года.
Между тем отмену самих санкций комитет увязал с изменением ситуации на Украине. "Российские действия, демонстрирующие приверженность верховенству международного права на Украине, должны быть привязаны к постепенному снятию санкций", - отмечается в докладе. Британские парламентарии также призывают Форин оффис "быть открытым к рассмотрению любых предложений, которые российское правительство может выдвинуть для урегулирования ситуации на Украине вне процесса "Минск-2" и которые будут соответствовать принципам международного права".
В 2014 году Брюссель ввел санкции в отношении Москвы в связи с событиями на Украине и воссоединением Крыма с Россией и неоднократно расширял их и продлевал срок действия этих мер. Были приостановлены переговоры о безвизовом режиме и новом базовом соглашении о сотрудничестве, введен запрет на въезд в страны ЕС для должностных лиц из РФ и заморожены их активы, введены ограничения торгового, финансового и военного характера. В черные списки попали 151 человек и 37 юридических лиц. Секторальные санкции действуют в отношении 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур.
Россия со своей стороны приняла ответные меры.