5 марта 2017, 09:56,
обновлено 5 марта 2017, 11:30

В Белоруссии продолжаются протесты противников декрета "о тунеядцах"

Акция проходит в Бресте. Ранее подобные митинги проводились в Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродне, Барановичах и Бобруйске

МИНСК, 5 марта. /Корр. ТАСС Юрий Шамшур/. Несанкционированная акция противников декрета президента Белоруссии, получившего в народе название "о тунеядстве", проходит в Бресте. Тем самым жители города присоединились к общенациональной кампании "Мы - не тунеядцы!"

Ранее несанкционированные акции противников президентского декрета прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродне, Барановичах, Бобруйске.

Участники нынешней акции прошли по центральным улицам областного центра к зданию Брестского горисполкома. Здесь собралось, по неофициальным данным, несколько сотен человек. "Избегайте провокаций. У нас мирная акция, мы пришли сюда разговаривать с властью", - заявил один из организаторов мероприятия.

За справедливость

Выступающие требуют от власти отменить декрет. Протестующих пригласили в актовый зал горисполкома, в котором можно разместить около 300 человек. Порядка 100-150 участников акции откликнулись на это предложение. С ними встретился председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук.

Мэр заявил, что он выступает "за справедливость". "Плохо, когда один человек платит налоги, а другой - нет", - сказал он. По словам чиновника, в регионе документ касается, в первую очередь, тех, кто реализует привезенные из Польши товары и не платит налоги.

Протестующие в разговоре с главой города высказали мнение, что "разработчики декрета - люди очень низкой квалификации". Они призвали мэра Бреста донести до властей требование "объявить мораторий на действие декрета". Участники акции потребовали также освободить нескольких человек, которые были задержаны накануне акции в Бресте.

"Баста!"

В это время собравшиеся на улице скандировали: "Баста!" и "Хватит лазить в наши кошельки, мы эти деньги заработали честно". Участники акции приняли решение пройти маршем по центральным улицам Бреста. Впереди колонны они несли растяжку "Чиновник - главный тунеядец". Проезжавшие рядом автомобили сигналили в знак поддержки.

По ходу движения к колонне стали присоединяться жители Бреста, которые в этот солнечный теплый день вышли гулять на пешеходную Советскую улицу. Сотрудники правоохранительных органов не препятствовали движению участников несанкционированного властями мероприятия.

В Брест не смогли приехать представители некоторых оппозиционных партий и движений. По пути из Минска машину, в которой ехали лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и еще несколько оппозиционеров, остановили сотрудники милиции. Оппозиционеры были препровождены в Березовский РОВД (примерно в 120 км от Бреста).

"Тунеядцы" против

Чуть более 50 тыс. граждан (около 9-10% от получивших извещение) уплатили в назначенный срок, 20 февраля, сбор на финансирование государственных расходов, так называемый налог на тунеядство, однако многие белорусы посчитали президентский декрет несправедливым, отказались платить сбор и стали выходить на акции протеста. Один из лидеров оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года Николай Статкевич заявил ранее, что поддерживает активность в регионах, но считает, что все решается в столице. Оппозиция планирует просвести масштабную уличную акцию в Минске в марте.

Президент страны Александр Лукашенко считает, что "некоторые под видом "тунеядства" пытаются раскачать лодку и доказать нам, что это не наши земли, а чьи-то". "Тунеядцы" должны знать, что их просто пытаются сегодня использовать в самых корыстных целях, чтобы разрушить то, что есть, уничтожить на корню то, что мы возродили, чтобы не дать нам закрепиться", - сказал Лукашенко.

Декрет президента, появившийся в апреле 2015 года, устанавливает обязанность граждан Белоруссии, а также постоянно проживающих в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании госрасходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин (около $200). По мнению правозащитников, документ, по сути, вводит практику принудительного труда под угрозой наказания, что нарушает статьи конституции.