10 марта 2017, 02:51

Саммит ЕС: перевыборы Туска, или Польское яблоко европейского раздора

Дональд Туск. EPA/ STEPHANIE LECOCQ
Дональд Туск
Варшава отказалась проявлять европейскую солидарность и мириться с мнением остальных партнеров

Главным и, по сути, единственным реальным итогом прошедшего первого дня саммита Евросоюза стало продление мандата Дональда Туска на посту председателя Европейского совета на следующие 2,5 года.

Это решение могло бы оказаться простым и чисто техническим, поскольку 27 из 28 стран ЕС его кандидатуру поддержали, а для решения достаточно лишь квалифицированного большинства. Однако против него выступила родная Польша, где нынче у власти политические оппоненты Туска — партия "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского, и потому всплеск эмоций в Брюсселе был гарантирован.

Варшава отказалась проявлять европейскую солидарность и мириться с мнением остальных партнеров. Напротив, польский премьер Беата Шидло объявила, что заблокирует принятие итогового заявления саммита ЕС, пытаясь таким образом делегитимизировать его решения. Как дополнительное оскорбление Польша восприняла тот факт, что продление мандата Туска произошло практически без обсуждения — менее чем через полчаса после начала саммита. По информации источников, главе правительства дали лишь формальную возможность повторить перед лидерами ЕС претензии к Туску, после чего без дальнейшей дискуссии вопрос был немедленно поставлен на голосование и решен при 27 — за и 1 — против.

Анекдотический привкус этой ситуации придает тот факт, что та же Беата Шидло намерена на второй день саммита при обсуждении будущего Евросоюза выступить против так называемой концепции Европы разных скоростей, согласно которой каждая из стран ЕС сможет определять глубину своей интеграции в единую Европу, исходя из собственных национальных интересов. Польша намерена бороться за максимальное сближение стран ЕС без особых условий для каждой из них, за европейскую сплоченность и солидарность. Вот только история с мандатом Туска показала, что эту евросолидарность Варшава готова немедленно подорвать, как только сочтет, что ее собственные интересы оказались под угрозой.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Давние политические оппоненты Дональда Туска — партия "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского пришла к власти в 2015 году, когда Туск уже возглавлял Евросовет. В преддверии обсуждения продления полномочий Туска на нынешнем саммите ЕС Варшава официально выдвинула на пост главы Европейского совета другого кандидата — евродепутата Яцека Сариуш-Вольского.

Варшава, действуя таким образом, исходила из того, что Туск является представителем Польши, а значит, она же может его и отозвать. Этот вопрос четко не прописан в процедуре назначения главы Евросовета, зафиксированной в Лиссабонском договоре, что создает простор для ее различных толкований.

По мнению польского правительства, Туск на посту главы Евросовета превысил свои полномочия, вмешавшись во внутренние дела страны и встав на сторону оппозиции во время парламентского кризиса, охватившего страну в декабре 2016 года. Тогда оппозиция почти месяц блокировала работу Сейма (нижней палаты парламента), требуя повторного голосования по бюджету страны на 2017 год, так как, по их мнению, бюджетный закон был принят партией власти с нарушениями. Варшава также критикует Туска за его действия во время миграционного кризиса и недовольна тем фактом, что занимающий такой высокий пост поляк ничего не делает для своей страны, не лоббирует ее интересы в ЕС.

Претензии Польши — это нонсенс с точки зрения базовых норм ЕС, согласно которым все европейские чиновники обязаны претворять в жизнь нормы и принципы Евросоюза, и они ни в коей мере не должны быть проводниками национальных интересов своих стран в Брюсселе. В сущности, именно такой лоббизм своей страны мог бы рассматриваться как конфликт интересов и реальная причина для отставки еврочиновника.

Сам Туск, уже отработавший на этом посту 2,5 года, воспринимается всеми остальными странами ЕС не как ставленник польского правительства, которого Варшава может сменить по своему усмотрению, а как европейский чиновник, чью работу они считают удовлетворительной. Именно в таком качестве все страны сообщества, кроме Польши, поддержали на саммите продление его мандата.

Саммит считать несостоявшимся

Обидевшись, глава польского правительства на пресс-конференции заявила, что не примет итоговую декларацию саммита. "Из-за этого саммит не будет считаться состоявшимся, но несмотря на это, председатель Туск вместе с 27 лидерами пытаются найти какие-то правовые возможности, чтобы принять какой-то документ. Я не знаю какой, не знаю, на каком основании, — сказала она. — Ясно написано и закреплено, что саммиты завершаются итоговыми декларациями. И если какая-то страна ее не принимает, то саммит считается недействительным".

По ее словам, выбор Туска был проведен с нарушениями. "Плохо, что выбор был сделан таким образом против воли страны, из которой выходит кандидат. Это опасный прецедент", — указала глава польского правительства. "Для Польши самое главное — соблюдение норм, и нет такого компромисса, за который мы продали бы польские интересы", — подчеркнула Шидло.

"Если у кандидата нет поддержки польского правительства — это фундаментальная причина, чтобы его не выбирать", — отметила она, признав, что в ЕС "нет четких норм выбора председателя Евросовета". "Это позволяет осуществлять действия, с которыми мы категорически не согласны", — добавила политик. По утверждению премьера Польши, "страна — член ЕС имеет право ветировать решения саммита, если считает их невыгодными для себя". Как считает Шидло, это не должно никак связываться с финансированием и получением Польшей дотаций из бюджета ЕС.

Polexit — ерунда

Несмотря на острый конфликт, сложившийся на нынешнем саммите, на серьезную конфронтацию Польша пока идти не намерена. После появления первых сообщений о переизбрании Туска против воли Польши журналисты в Варшаве спросили лидера правящей в стране партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского о том, что он теперь думает о возможности так называемого Polexit ("Полэкзит" по аналогии с Brexit. — Прим. ТАСС). На этот вопрос политик уверенно ответил, что "это ерунда".

На пресс-конференции Шидло, в свою очередь, сообщила, что, несмотря на отказ принимать итоговую декларацию, она не намерена покидать продолжающийся в Брюсселе саммит, так как хочет участвовать в обсуждении положений декларации к готовящейся встречи лидеров сообщества в Риме 25 марта, в частности, посвященной будущему развитию Евросоюза. "Для Польши реформа ЕС — фундаментальный вопрос", — сказала она, подчеркнув, что республика "точно будет сторонницей перемен, которые необходимы в том числе и в сфере организационных вопросов".

По мнению главы польского правительства, "Евросовет занимается интересами узких групп вместо того, чтобы служить интересам граждан", что стало причиной последних финансового, миграционного и других кризисов, включая Brexit. "Нужно ясно сказать, что нормы взаимного уважения и солидарности должны вернуться в ЕС", — констатировала Шидло, предупредив, что "иначе Евросоюз будет погружаться в новые кризисы".

Неверный путь ЕС

Помимо продемонстрированного выбором Туска отсутствия солидарности и взаимного уважения Польшу не устраивает в целом направление, в котором движется ЕС. "Мы знаем, что теперь Евросоюз находится под диктовкой Берлина, который не использует никаких дипломатических уловок, только твердо добивается реализации своей политики. Над этим стоит подумать", — указал глава МИД Польши Витольд Ващиковский.

Как он считает, в ЕС появляется союз государств, который "явно поворачивает в направлении "Евросоюза разных скоростей". "Рождается крайне опасный европейский альянс, токсичный союз, который может многим странам сильно навредить", — отметил министр.

"Польша не согласится на "Европу разных скоростей" и видит будущее ЕС только в качестве единой организации, которая будет руководствоваться нормами уважения своих членов, — подчеркнула Шидло. — Если Евросоюз должен выжить и развиваться, то ему нужны перемены".

"Вишеградское предательство"

Итоги первого дня саммита ЕС продемонстрировали также и истинную ценность Вишеградской группы, которая объединяет Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию. Варшава считает себя лидером этой "четверки" и широко пропагандирует ее максимальное сплочение для противодействия политике ФРГ, стремящейся, по мнению польской стороны, разделить Европу на зоны с разным уровнем интеграции и развития, чего Польше очень бы не хотелось.

Как показала история с избранием Туска, Вишеградская группа далеко не так прочна и солидарна внутри — Польшу в ее протестном порыве никто из партнеров по региону не поддержал.

Отвечая на вопрос о таком "предательстве", в частности Венгрии, Качиньский признал, что разочарован. "Однако мы понимаем, насколько сильно было давление, видим, что ЕС идет тем путем, который сделает его частью истории, если с него не сойти", — указал он.

О понимании решения "вишеградских друзей" говорила на пресс-конференции и Шидло. Она выразила сожаление, что осталась в одиночестве в столь важной для республики ситуации, но напомнила, что Вишеградской группе "еще предстоит реализовать много разных проектов и программ, о которых они договорились и которые касаются будущего их общего региона".

Корр. ТАСС Денис Дубровин, Ирина Полина

Брюссель/Варшава, 10 марта.