5 декабря 2017, 11:56

МИД ФРГ: разногласия по миссии ООН в Донбассе между Западом и РФ остаются чрезвычайными

По словам главы ведомства Зигмара Габриэля, согласование параметров миссии "было бы большим прогрессом" на пути к тому, чтобы "добиться устойчивого перемирия на востоке Украины"

БЕРЛИН, 5 декабря. /ТАСС/. Параметры функционирования миссии ООН для Донбасса до сих пор согласовать не удается из-за сохраняющихся разногласий. Об этом заявил во вторник глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, выступая на Берлинском форуме по внешней политике.

"Пока еще представления о том, как должна выглядеть эта миссия, между нами, нашими союзниками и Россией чрезвычайно разнятся", - сказал он.

По его словам, согласование параметров миссии "было бы большим прогрессом" на пути к тому, чтобы "наконец-то добиться устойчивого перемирия на востоке Украины и отвода тяжелых вооружений". "Но то, что Россия вообще готова к этому, является большим прогрессом, поскольку ранее такая интернационализация конфликта и урегулирования отклонялась", - заметил Габриэль.

"Наше предложение России ясное: после установления устойчивого перемирия мы, европейцы, можем помочь в восстановлении Донбасса и сделать первые шаги для снятия санкций", - продолжил он. По его мнению, "это станет окончательным урегулированием ситуации на Украине и полным выполнением минских договоренностей".

"Но, в любом случае, это будет прорывом и началом новой политики разрядки", - заключил глав германского внешнеполитического ведомства.

При этом Габриэль назвал невозможным обеспечение безопасности в Европе без России.

"Безопасность и стабильность в Европе в долгосрочном плане возможны только вместе с Россией, а не вопреки России", - сказал он. "Более того, если мы видим перед собой угрозу распространения ядерного оружия, то только в сотрудничестве с США, Россией и Китаем можем противостоять этому", - подчеркнул министр.

В то же время он констатировал, что "сейчас доверие между Россией и НАТО настолько основательно подорвано, что стороны готовы поставить под сомнение успехи политики ядерного разоружения 1980-х годов". "Пока еще действуют договоренности о запрете ракет средней и меньшей дальности в Европе. Вопрос в том, сколько он еще будет сохраняться", - добавил Габриэль, отметив, что континент "может оказаться на пороге новой гонки ядерных вооружений".

"Германия как никто иной заинтересована в том, чтобы этого не допустить, поскольку мы можем стать полем, на котором это противостояние развернется", - указал глава МИД.

Он подчеркнул, что Россия решающим образом определяет и будущее Сирии, поскольку этого не сделали другие. "Каждый вакуум в политике быстро заполняется. Если кто-то покидает пространство, его тут же заполняет другой, - сказал он. - В данном случае это была Россия".

"Ее военное вмешательство в 2015 году постепенно усилило динамику в сирийском конфликте, она укрепила в военном плане режим [президента Башара] Асада. Мы наблюдаем за Россией, которая в решающей мере определяет будущее Сирии, поскольку этого не сделали другие", - подчеркнул Габриэль.

Министр утверждал, что "собравшиеся в Сочи державы [Россия, Иран и Турция] не являются друзьями, но у них есть кое-что общее". "Они ссылаются во внутренней и внешней политике на свою историческую мощь и, самое главное, направляют капитал на то, чтобы это при случае показать Западу", - продолжил Габриэль. - Они готовы заплатить своего рода налог на статус и пойти на экономические потери, дипломатическое презрение, санкции - они готовы пойти на многое, чтобы подчеркнуть региональные амбиции и национальный суверенитет". "Мы видим это на примере действий России в отношении Украины, Иран направляет значительные ресурсы на поддержку группировок, отчасти террористических, или на контроль других государств, Турция не страшится военных операций и даже столкновения с США, чтобы защитить свои интересы в отношениях с курдами", - полагает глава МИД ФРГ.

Глава МИД ФРГ также заявил, что европейские страны не должны жертвовать своими интересами, подстраиваясь под Вашингтон.

"Мы не можем себе позволить ждать принятия решений в США или на них реагировать, - сказал он. - Мы должны сами формировать нашу позицию и при необходимости говорить нашим партнерам, где находится граница нашей солидарности". "Мы должны быть готовы выстраивать стратегический баланс интересов, а не подчиняться американской политике", - подчеркнул министр.

В качестве примера действий США, угрожающих европейским интересам, он назвал планы Вашингтона по введению санкций в отношении РФ, которые могут угрожать стабильности европейского энергетического сектора. "США планируют ввести санкции, которые затронут и действующие трубопроводы, это является серьезной угрозой нашим интересам", - подчеркнул Габриэль.

"Во-вторых, выход из ядерной сделки по Ирану повысит риски возникновения военного конфликта в непосредственной близости от нас и поставит под угрозу нашу национальную безопасность", - продолжил он.

Кроме того, глава МИД подверг критике планы Вашингтона по переносу своего посольства в Иерусалим. "Есть свидетельства в пользу того, что США в ближайшие дни могут признать Иерусалим столицей Израиля без согласования с Европой, - заявил он. - Мы все знаем, к каким тяжелым последствиям это может привести". При этом Габриэль указал на то, что Берлин по-прежнему настаивает на необходимости урегулирования палестино-израильского конфликта непосредственно вовлеченными в него сторонами.

Он отметил, что США при президенте Дональде Трампе все чаще воспринимают Евросоюз в качестве конкурента и даже экономического соперника. "Выход США при Дональде Трампе из роли надежного гаранта западного мира ускоряет изменение глобального порядка и имеет непосредственные последствия для германских и европейских интересов", - считает он. По мнению министра, вашингтонская администрация сегодня "значительным образом дистанцируется от Европы и видит в ней конкурента и иногда даже экономического соперника".

"Американское общество к тому же быстро изменяется: в ближайшем будущем большинство граждан США будет иметь не европейские, но исконно американские, азиатские, африканские корни, - указал Габриэль. - Поэтому отношения США с Европой и после ухода Дональда Трампа из Белого дома не будут прежними".