ВАШИНГТОН, 9 января. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Догадки о возможной причастности США или их партнеров к попытке нападения на российские военные объекты в Сирии не имеют под собой оснований. Министерство обороны США считает подобного рода заключения совершенно безответственными. Об этом заявил во вторник в беседе с корреспондентом ТАСС сотрудник пресс-службы Пентагона майор Корпуса морской пехоты Адриан Рэнкин-Гэллоуэй, комментируя высказывания представителя Министерства обороны России, касавшиеся атаки боевиков на базу ВКС Хмеймим и объект ВМФ в Тартусе с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
"Какие бы то ни было предположения о том, что США или силы коалиции сыграли роль в атаке на российскую базу, не имеют под собой фактологической основы и являются крайне безответственными", - сказал официальный представитель американского военного ведомства.
При этом он ушел от прямого ответа на просьбу сообщить, какие задачи решал разведывательный самолет ВМС США Poseidon, который, согласно изложенной Минобороны России информации, барражировал между Тартусом и Хмеймимом во время атаки на российские военные объекты. "Мы не обсуждаем местоположение разведывательных платформ", - заявил Рэнкин-Гэллоуэй.
Он уклонился и от уточнения того, передавали ли американские Вооруженные силы каким-либо группировкам сирийской оппозиции такие технологии, которые, по свидетельству военного ведомства России, были использованы боевиками при совершении вылазки против баз в Хмеймиме и Тартусе.
"Нет никаких деталей"
Рэнкин-Гэллоуэй заверил, что Пентагон не располагает детальными сведениями об обстоятельствах нападения на российские базы в Хмеймиме и Тартусе. "У меня нет никаких деталей относительно того, с чем сталкиваются российские силы [в Сирии]", - заявил представитель военного ведомства США.
8 января он отреагировал таким образом на просьбу пояснить, считает ли Пентагон, как и Минобороны России, что террористы в Сирии получили от каких-то государств определенные высокие технологии, позволяющие применять БПЛА для организации своих вылазок, что теперь такого рода нападения могут произойти практически всюду.
Коммерчески доступные системы
"Но могу вам сказать, что воюющие с ИГ (запрещенной в России террористической группировкой "Исламское государство" - прим. ТАСС) коалиционные силы и наши партнеры сталкивались с коммерчески доступными беспилотными воздушными системами, которые применялись [боевиками] ИГ. Эти системы широко доступны, их легко контролировать, и они, безусловно, не требуют существенной технической экспертизы. Эти системы применялись [боевиками] для ведения базовой разведки и установки взрывчатых веществ", - заявил Рэнкин-Гэллоуэй.
По его словам, эти БПЛА, "разумеется, смертоносны". Однако их применение "до настоящего времени не имело значимого воздействия на операции коалиции", сказал представитель Пентагона. "Мы принимаем надлежащие меры по защите личного состава, чтобы гарантировать, что коалиционные силы и наши партнеры могут безопасно выполнять свои миссии", - добавил Рэнкин-Гэллоуэй.
Позиция Минобороны России
Как ранее сообщило Минобороны России, в ночь на субботу была отражена атака 13 ударных беспилотников на базы в Хмеймиме и Тартусе. Семь этих летательных аппаратов были сбиты, управление шестью удалось перехватить, причем три из них были посажены на подконтрольной российским Вооруженным силам территории. В результате расшифровки данных с перехваченных беспилотников было определено точное место их запуска.
В соответствии с данными оборонного ведомства России, боевиками впервые массированно использовались БПЛА самолетного типа, запущенные с дальности более 50 км с использованием современных технологий наведения по спутниковым координатам GPS. "Инженерные решения, использованные террористами при атаке на российские объекты в Сирии, могли быть получены только от одной из стран, обладающих высокими технологическими возможностями по обеспечению спутниковой навигации и дистанционным управлением сбросом профессионально собранных самодельных взрывных устройств в назначенных координатах", - подчеркнуло российское военное ведомство.
9 января Минобороны назвало "странным совпадением" тот факт, что "в период атаки БПЛА террористов на российские военные объекты в Сирии над акваторией Средиземного моря более четырех часов на высоте 7 тыс. м барражировал между Тартусом и Хмеймимом именно разведывательный самолет ВМС США Poseidon.
Кроме того, у Минобороны вызвали озабоченность заявления Рэнкина-Гэллоуэя по поводу того, что БПЛА, используемые экстремистами на Ближнем Востоке, находятся в открытой продаже. "О каких технологиях идет речь, где находится данный "рынок" и какая спецслужба там торгует данными космической разведки?" - задались вопросом в военном ведомстве России.
Там указали, что в заявлении от 8 января намеренно ничего не говорилось ни о причастности к атаке конкретной страны, ни о самих технологиях. В ведомстве отметили, что "только для того, чтобы запрограммировать контроллеры управления БПЛА самолетного типа и сброса боеприпасов в системе GPS, необходимо иметь приличную инженерную школу одной из развитых стран", да и "получить точные координаты на основе данных космической разведки далеко не каждому под силу". В связи с этим в Минобороны подчеркнули, "что всего этого у террористов до недавнего времени не было".