Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Как поролоновые подушки стали причиной ядерной катастрофы

19 января, 8:30 UTC+3

Ровно полвека назад четыре американские ядерные бомбы рухнули на Гренландию. Как это могло произойти и к каким последствиям привело — в материале ТАСС

Поделиться
Материал из 1 страницы
Cтратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress

Cтратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress

© AP Photo

Холодная зима 1968 года. Залив Северной Звезды на севере Гренландии покрыт толстым слоем льда. Над находящейся неподалеку базой ВВС США Туле проносится охваченный огнем стратегический бомбардировщик Boeing B-52, после чего падает в залив и уходит под лед. На борту самолета было семь членов экипажа и четыре термоядерные бомбы B28 совокупной мощностью почти 300 "Малышей" (название бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Подушки из поролона

В самый разгар холодной войны, в июне 1961 года, США запустили операцию "Хромированный купол", предполагавшую боевое патрулирование B-52 с ядерными бомбами на борту по разным маршрутам — от Аляски до Средиземноморья. Каждый из самолетов имел список целей в СССР, на которые эти бомбы нужно было сбросить при получении соответствующего приказа.

Одной из задач, предусмотренных в рамках "Хромированного купола", было патрулирование вокруг базы ВВС США Туле с целью постоянного визуального наблюдения за расположенной на этой базе системой раннего обнаружения баллистических ракет.

Именно эту задачу — Hard Head — выполнял экипаж бомбардировщика B-52 380-го бомбардировочного крыла Стратегического командования ВВС США 21 января 1968 года. У самолета были все шансы на успешное выполнение миссии. Если бы не подушки из поролона.

Попытка согреться

Перед вылетом B-52 член экипажа и запасной пилот майор Альфред д’Амарио сделал непоправимое — положил под сиденье поролоновые подушки, заблокировав вентиляционный выход системы отопления. Это не стало бы причиной катастрофы, если бы запасной пилот не решил согреть себя и товарищей, подняв температуру на борту.

Третий пилот пустил в систему отопления воздух из воздушного тракта двигателя. Но система отопления оказалась неисправна: воздух стал слишком горячим и вызвал возгорание подушек, положенных под сиденье.

Присутствовавшие на борту огнетушители со своей задачей не справились, а огонь быстро распространялся по салону. Экипаж решил катапультироваться, и лишь одному из его членов сделать это не удалось — второй пилот Свитенко получил смертельную травму головы и не смог выбраться из горящего B-52.

Последний день "купола"

Самолет ушел под воду залива 21 января 1968 года, а операция "Хромированный купол" была свернута на следующий день после этого — 22 января. На то было как минимум две веские причины.

СПЕЦПРОЕКТ

План "Дропшот": 60 лет апокалипсису, которого удалось избежать

Согласно некогда засекреченному проекту, 1 января 1957 года могла начаться третья мировая война

Во-первых, авиакатастрофа над Туле была не первым инцидентом подобного рода. ВВС США к тому времени уже успели "отличиться" в небе над Испанией. В 1966 году американский B-52 столкнулся в воздухе с самолетом-заправщиком Boeing KC-135. На борту бомбардировщика — четыре такие же термоядерные бомбы.

К несчастью, в двух из них при столкновении с поверхностью сдетонировало обычное (неядерное) взрывчатое вещество и разрушило сами бомбы. В районе падения произошло радиоактивное заражение — как в городке Паломарес, так и в Средиземном море, куда унесло одну из бомб.

На дорогостоящую зачистку и дезактивацию местности ушло два с половиной месяца, а США обязались впредь больше не совершать в рамках "Хромированного купола" полетов с ядерными бомбами на борту. Правда, обещание распространялось лишь на Европу.

Во-вторых, в Гренландии произошло то же самое.

"Доктор Фризлав"

Этот случай очень сильно обеспокоил датское правительство (Гренландия — автономная территория Датского королевства). Чтобы очистить воды близ Гренландии от радиоактивных веществ, Копенгаген и Вашингтон в экстренном порядке запустили операцию Crested Ice ("Хохлатый лед").

Неофициально название операции — "Доктор Фризлав" — было отсылкой к знаменитому фильму Стэнли Кубрика 1964 года "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу". Фильм был снят под впечатлением от едва завершившегося Карибского кризиса, а на его последних минутах майор ВВС США, оседлав ядерную бомбу, прыгает над территорией СССР из бомбардировщика B-52.

В ходе операции, продолжавшейся полгода, было собрано почти 7 тыс. кубических метров загрязненного льда и снега. А одну из четырех утонувших бомб так и не нашли.

Некоторые участники операции "Доктор Фризлав" подверглись воздействию радиации и скончались от онкологических заболеваний. Лишь в 1997 году, после того как США рассекретили данные о катастрофе, под давлением общественности правительство Дании выплатило оставшимся в живых участникам операции по 50 тыс. крон — около $8,2 тыс.

Современные ядерные бомбы гораздо безопаснее тех, что рухнули в небе над Гренландией и Испанией в 1960-е годы. Их детонаторы гораздо менее чувствительны и, окажись они на борту потерпевших крушение бомбардировщиков B-52, не взорвались бы. По крайней мере так считают американские ученые.

Александр Мосесов

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!