Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Нью-йоркская публика с восторгом встретила русского баса Михаила Светлова

8 мая 2012, 20:10 UTC+3
Он исполнил на сцене Карнеги-холл "Антиформалистический раек" Шостаковича
Материал из 1 страницы
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

НЬЮ-ЙОРК, 8 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Александра Бекренева/. Восторженными аплодисментами наградила нью-йоркская публика всемирно известного русского баса Михаила Светлова, исполнившего в понедельник на сцене прославленного концертного зала Карнеги-холл сатирический музыкальный памфлет Дмитрия Шостаковича "Антиформалистический раек". Сопровождал выступление Хьюстонский симфонический оркестр под руководством Ханса Графа.

"Антиформалистический раек" был написан Шостаковичем в 1948-1968 годы в стол, поскольку в нем было слишком много политической сатиры на партийных лидеров, опекавших искусство. Это пародия на инсценированную властью кампанию конца 1940-х годов, названную "борьбой с формализмом в советской музыке".

"Это было секретное произведение Шостаковича, о котором практически никто не знал. Его обнаружили только после смерти композитора в рукописях. В нем содержится пародия на Сталина, на съезд Союза композиторов 1948 года, когда обсуждалась статья в "Правде" "Сумбур вместо музыки" и оклеветали целую плеяду выдающихся композиторов, в том числе Прокофьева и Шостаковича", - рассказал в беседе с корр.ИТАР-ТАСС Михаил Светлов.

Певец покорил зрителей не только голосом, но и великолепным актерским мастерством. "Антиформалистический раек" был написан Шостаковичем для четырех басов, но на сцене Карнеги-холл Светлов исполнял все роли один. После каждой партии он буквально на секунду скрывался под кафедру и мгновенно появлялся уже в другом наряде, характерном для того или иного партийного лидера. Из ведущего собрания артист перевоплотился сначала в товарища Единицына, прототипом которого был Сталин, и с характерным грузинским акцентом пропел тезис о том, что "реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы". Речь Единицына во многом основана на мелодии любимой Сталиным песни "Сулико".

После этого Светлов предстал перед зрителями в образе товарища Двойкина /Жданов/, указавшего на то, что "музыка немелодичная, музыка неэстетичная, музыка негармоничная, музыка неизящная, это... бормашина или... душегубка". В завершение певец перевоплотился в товарища Тройкина / Шепилов/, неправильно ставящего ударение в фамилии Римского- Корсакова и утверждающего, что везде и всюду необходима бдительность. И каждый раз Светлову удавалось в полной мере войти в образ создаваемого персонажа, вызывая восторженную реакцию зала.

Спектакль исполнялся на русском языке, однако был понятен не только русскоязычной публике. Для удобства зрителей на большом экране над сценой демонстрировались субтитры на английском.

Второе отделение концерта, который носил название "Два лица Шостаковича", было целиком отдано 11-й симфонии композитора "1905-й год" в виртуозном исполнении Хьюстонского симфонического оркестра.

Впервые "Антиформалистический раек" был исполнен в январе 1989 года Мстиславом Ростроповичем на сцене Центра исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. В СССР премьера состоялась в сентябре 1989 года в Большом зале Московской консерватории в рамках концерта, посвященного 83-летию со дня рождения Шостаковича.

В Карнеги-холл этот музыкальный памфлет последний раз исполнялся в 1990-х годах. Сам Светлов назвал его одним из своих любимых произведений. "В прошлом году я даже включил его в программу своего сольного концерта в Нью-Йорке. Только тогда я исполнял его под рояль, а не с оркестром, как в этот раз", - рассказал певец.

Говоря о своих любимых оперных ролях, Михаил Светлов назвал роль Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского, которую он неоднократно исполнял на разных сценах мира, а также роль Мефистофеля в опере Шарля Гуно "Фауст". "Иногда мне также удается петь довольно редко исполняемые оперы, в том числе на других языках - иногда даже на венгерском, чешском, английском. Но мой самый любимый язык - русский", - сказал певец.

Михаил Светлов является солистом нью-йоркской Метрополитен-оперы, выступает на самых престижных сценах мира. Он стал первым русским певцом, давшим сольный концерт в Новой Зеландии и Мексике, был дважды удостоен французской премии "Телерама" за участие в записях опер "Скупой рыцарь" Сергея Рахманинова и "Юдифь" Александра Серова. В 2003 году был номинирован на премию "Грэмми" за участие в записи "Истории солдата" Игоря Стравинского.

Довольно часто Михаил Светлов выступает и в России. Так, в феврале он принимал участие в юбилейном 30-м Международном оперном фестивале имени Федора Шаляпина в Казани, где исполнял партию Варлаама в опере "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама