31 декабря 2012, 05:07

В канун Нового года на улицах Каракаса можно легко увидеть попугая

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Биологи отмечают, что сейчас небо над столицей Венесуэлы бороздят целых семь разновидностей этих птиц

КАРАКАС, 31 декабря. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Середа/. Для тех, кто вырос на севере, даже электрические гирлянды, обвивающие стволы пальм, не создают новогоднюю атмосферу в венесуэльской столице, где настоящий снег видели только в кино и на экранах телевизоров. А если к этому прибавить огромных попугаев яркой расцветки, кричащих в кронах вечнозеленых деревьев, то не помогут даже пластмассовые Санта-Клаусы, выставленные перед входами в торговые центры. И хотя пока еще рано утверждать, что попугаев в Каракасе столько же, сколько в Москве голубей, судя по результатам многолетних наблюдений местных орнитологов, дело уверенно идет к тому.

Присутствие множества птиц в мегаполисе, как правило, свидетельствует о неплохой экологической обстановке. Каракас в этом плане выгодно отличается от других латиноамериканских столиц. Он отделен от побережья Карибского моря достаточно высокой /почти до трех километров/ горной грядой, которую умные люди еще в далеком 1958 году объявили заповедной зоной, придав ей статус национального парка. Другими словами, вся северная часть Каракаса примыкает к самому настоящему заповеднику площадью в 85 тысяч гектаров, в котором, если верить биологам, живут даже пумы, не говоря уже о всевозможной мелкой живности, включая огромное количество самых разнообразных представителей пернатого мира.

Вот из этого заповедника, который называется Авила - по имени самой высокой горы в гряде Карибских Анд, - в город и залетают попугаи. В Каракасе круглый год царит лето, склоны гор, окружающих город со всех сторон, покрыты густой растительностью, повсюду полно фруктовых деревьев, - чем не рай для попугаев? К тому же никаких природных врагов, если не считать кошек, у них тут нет, вот они и расплодились на городских просторах. Правда, многие жители столицы смотрят на них косо - уж больно скандальные птицы, иногда по утрам так раскричатся на соседнем дереве, что хоть святых выноси. Но большинство "каракеньос", как называют себя жители венесуэльской столицы, относятся к попугаям вполне благосклонно. Уж больно они красивые и забавные.

Биологи, составляющие статистические сводки о присутствии попугаев в Каракасе, отмечают, что сейчас небо над столицей бороздят целых семь разновидностей этих птиц. Больше всего привлекают внимание пешеходов крупные попугаи, которых тут называют гуакамайо. В России их обычно называют ара, они либо красные, либо сине-желтые, кстати именно три этих цвета, как известно, украшают национальный флаг Венесуэлы. В сельве на них охотятся индейцы, для которых мясо попугаев - привычное блюдо, а в городе им привольно, поскольку никто тут по улицам с луком и стрелами не разгуливает /с пистолетами - сколько угодно/. Многие венесуэльцы держат гуакамайо дома, они живут до 80 лет и могут выучить до 100 слов.

Чаще других в Каракасе попадаются на глаза попугаи, которых тут называют маракана /ударение на последний слог/. На русском их название звучит почему-то как каштановолобый ара, хотя они не каштанового, а зеленого цвета с синим пятном на голове. Любопытно, что летают они почти исключительно парами, похоже, самцы-маракана строго придерживаются семейного уклада жизни и предпочитают не оставлять своих пернатых подруг без присмотра.

Очень шумная публика - попугаи, которых биологи называют аратингами. Они значительно меньше, чем их сородичи ара, держатся стаями и носят славу отчаянных крикунов. Венесуэльцы называют их звучным словом чакарако, эти скандальные по характеру птицы по большей части носят наряд из зеленых перьев. Их ближайшие родственники, также обосновавшиеся в Каракасе, заслужили в народе незавидную кличку "кара сусиа" /в буквальном переводе - грязное лицо/, российские биологи называют этих птиц коричневощекими аратингами. Это сугубо моногамные птицы, самец выбирает себе подругу раз и навсегда, как говорится, на всю оставшуюся жизнь. Их тоже часто держат дома, они легко приручаются.

Местные биологи отмечают, что уже сейчас Каракас входит в пятерку городов мира, где живет больше всего попугаев, причем многие разновидности этих птиц чувствуют себя в городских условиях в гораздо большей безопасности, чем в дикой природе, где у них много естественных врагов. В этой связи местные журналисты даже невесело шутят, что попугаи в Каракасе чувствуют себя в гораздо большей безопасности, чем люди.

Попугаи живут и в президентском дворце "Мирафлорес". Несколько лет назад Уго Чавес рассказывал в одной из своих воскресных телепрограмм "Алло, президент", что один из его попугаев проделал своим мощным клювом огромную дыру в кожаном портфеле министра торговли. По словам Чавеса, попугаи свободно перемещаются по дворцу и даже не думают улетать. Любопытный факт: пернатые питомцы президента неизменно возбуждаются и начинают громко кричать всякий раз, когда ему звонит по телефону кубинский лидер Фидель Кастро. Надо думать, это странное явление не в состоянии объяснить ни один орнитолог в мире.