Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Еврокомиссия - за усиление экономического контроля Брюсселя над правительствами

23 ноября 2011, 21:04 UTC+3 Денис Дубровин (ИТАР-ТАСС, Брюссель)
Впервые в европейской истории национальные государства могут утратить полный контроль над собственными бюджетами
Материал из 1 страницы
Фото www.dw-world.de

Фото www.dw-world.de

Председатель Еврокомиссии /ЕК/ Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по валютным и финансовым вопросам Олли Рен представили сегодня новый пакет антикризисных предложений Еврокомиссии. Если отбросить множество технических терминов, которыми изобиловало их выступление, в них можно выделить три главных тезиса: радикальное ужесточение экономической дисциплины, объединение кредитной ответственности путем введения евробондов, многократное усиление экономического контроля Брюсселя над национальными правительствами.

Этот план не содержит ничего принципиально нового – все входящие в него меры обсуждались на протяжении последних полутора лет. Новой стала только радикальная жесткость, с которой эти предложения сформулированы.

"Эти идеи не новы, - признал Баррозу. – Однако нам сейчас нужны не новые идеи, а решительность и политическая воля реализовать очевидные и необходимые экономические меры".

Новый экономический порядок предусматривает дальнейшее ужесточение контроля Еврокомиссии за формированием бюджетов национальных государств. Каждая страна зоны евро должна ежегодно к 15 октября представлять в Еврокомиссию и в Еврогруппу /совет министров финансов зоны евро/ на согласование проект национального бюджета на следующий год. Если бюджет не выполняет требования Пакта стабильности и роста и его дефицит превышает 3 процентов, "Еврокомиссия сможет высказать свое мнение и потребовать изменений", отметил Баррозу. "Конечно, последнее слово будет принадлежать национальным парламентам", - попытался подсластить пилюлю Баррозу.

На практике, это означает, что впервые в европейской истории национальные государства могут утратить полный контроль над собственными бюджетами. И это самая мягкая форма надзора, которой будут подвергаться только относительно благополучные государства зоны евро.

Странам, уже получающим стабилизационную помощь – на сегодня это Греция, Ирландия, Португалия, и странам с высокими кризисными рисками /Италия, Испания/ Еврокомиссия готовит гораздо более жесткие условия – им предстоит на регулярной основе отчитываться перед ЕК по устранению кризисных тенденций, сокращению бюджетных дефицитов и исправления иных перекосов в экономике и финансовом секторе – то есть мерам, которые практически гарантировано ведут к ощутимому снижению уровню жизни населения. Можно без преувеличения сказать, что эти страны попадают под внешнее управление.

Еврокомиссия заявила, что для того, чтобы выжить, еврозона должна превратиться из аморфного сообщества в жестко интегрированную структуру.

Взамен сокращения экономического и финансового суверенитета, Еврокомиссия предлагает странам зоны евро объединение их кредитной ответственности путем введения еврооблигаций, о которых идет речь в представленной сегодня финансовой "Зеленой книге" зоны евро.

Суть этой идеи в том, что дополнительные средства в экономики европейских стран будут привлекаться выпуском не национальных /суверенных/, а европейских облигаций, которые будут гарантированы всей мощью экономики зоны евро, ВВП которой, несмотря на кризис, приближается к 8,5 трлн евро, составляя свыше 14 проц общемирового ВВП.

Не все в Европе разделяют это мнение. Проблемные страны голосуют за еврооблигации двумя руками. Зато первая экономика зоны евро - Германия, которая всегда крайне дисциплинированно относилась к своему вполне здоровому финансовому сектору, а при первых проявлениях кризиса начала предпринимать меры бюджетной консолидации прежде большинства остальных стран зоны евро, справедливо считает, что после введения еврооблигаций ей фактически придется платить за проблемы аутсайдеров.

В этой связи Баррозу заверил, что в его консультациях с представителями ФРГ по евробондам намечается значительный прогресс, и что сегодня в Европе "ни одна страна не находится в прямой оппозиции идее введения еврооблигаций".

Сейчас рассматриваются несколько возможных вариантов введения евробондов. Наиболее вероятным представляется создание промежуточных или пробных, которые будут иметь хождение параллельно с суверенными облигациями и покрывать лишь небольшую часть национальной задолженности, при получении полного объема гарантий от всех 17 стран-членов зоны евро.

Помимо этих двух базовых предложений новый антикризисный пакет Еврокомиссии включает целый ряд разделов, в частности, по единообразию и усилению налоговой системы, поддержке малого и среднего бизнеса путем обеспечения доступного и не рискованного кредитования, повышение занятости и сокращение избыточных социальных выплат, которые, в отдельных случаях поощряют безработицу. Все они, однако, подчиненное значение и не дадут эффекта без структурного укрепления финансовой дисциплины и введения коллективной кредитной ответственности зоны евро.

Предложения Еврокомиссии относятся не к 27 странам ЕС, а лишь к 17 государствам зоны евро. Таким образом, Еврокомиссия делает новый шаг в направление Европы "двух скоростей". Перед не входящими в зону евро государствами встает выбор – присоединиться к экономическому ядру сообщества и подчиняться новым правилам или оказаться отброшенными на периферию европейской интеграции.

Вместе с тем, это следствие необдуманного расширения ЕС, из-за которого сообщество утратило управляемость, форму и целостность. Что касается на первый взгляд драконовских мер бюджетной дисциплины, то они всего лишь должны заставить государства, пользующиеся единой валютой, жить по общим правилам и в четких экономических рамках, а не "играть" в лебедя, рака и щуку.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама