Дипломатические отношения между США и Сирией были установлены в 1944 году. В июне 1967 года Сирия разорвала дипломатические отношения с США в знак протеста против позиции США, которые поддержали Израиль в арабо-израильской войне /5-10 июня 1967 года/. Войска Сирии участвовали в войне против Израиля вместе с Египтом и другими арабскими странами.
15-16 июня 1974 года состоялся официальный визит в Дамаск президента США Ричарда Никсона. 16 июня по итогам переговоров с президентом Сирии Хафезом Асадом было объявлено о восстановлении дипломатических отношений в полном объеме.
9 мая 1977 года в Женеве прошла встреча президентов США и Сирии - Джимми Картера и Хафеза Асада. Обсуждались вопросы положения в Ливане /в 1976 году Сирия ввела войска в Ливан в разгар гражданской войны в этой стране/, палестинская проблема, возобновление работы Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку.
В эти годы интенсивно развивались двусторонние экономические отношения. В 1975-1978 гг. США выделили Сирии кредитов на сумму в 326 млн долларов /сроком на 20 лет из расчета 2-3% годовых/. В 1976 году импорт Сирии из США составил 272, 2 млн долларов /в 17 раз больше, чем в 1972 г./, экспорт - 10,3 млн долларов. Были заключены соглашения о закупке Сирией пшеницы из США /на американские кредиты/, несколько соглашений о разведке, добыче и продаже сирийской нефти. Сирия также получала безвозмездную помощь по линии Управления международного развития США в размере 5-6 млн долл. ежегодно.
Обострение отношений
Сирийско-американские отношения обострились после подписания в 1978-1979 гг. Египтом и Израилем при посредничестве США Кэмп-Дэвидских соглашений об урегулировании египетско-израильских отношений, которые Сирия посчитала сепаратной сделкой.
В 1979 году Сирия была внесена в американский список государств-спонсоров терроризма, в этом же году против нее впервые были применены экономические санкции, в частности было принято решение о сокращении американской экономической помощи САР с 90 млн долларов до 45 млн.
23 октября 1983 года в Бейруте в результате террористической атаки на штаб американского миротворческого контингента погиб 241 военнослужащий США /в 1982-1984 гг. батальон морской пехоты США находился в Ливане в составе Многонациональных сил/. США обвинили Сирию в причастности к нападению и в ноябре 1983 - феврале 1984 гг. неоднократно подвергали бомбардировкам сирийские подразделения из состава межарабских сил по поддержанию мира в Ливане. Сирийская армия наносила ответные удары, в результате которых США потеряли два самолета, американский пилот попал в плен.
24 октября 1986 года Белый дом объявил об отзыве американского посла из Дамаска, обвинив Сирию в причастности к организации ряда террористических актов в Европе.
13 ноября 1986 года госдепартамент США опубликовал справку "О террористической деятельности Сирии", в которой утверждалось, что финансируемые Сирией террористические организации в 1983-1986 гг. более 10 раз нападали на объекты США на Ближнем Востоке.
14 ноября 1986 года Белый дом объявил о решении президента США Рональда Рейгана ввести санкции против Сирии. В частности, ужесточались экономические ограничения на торговлю с Сирией, прекращалось действие соглашения о воздушном сообщении между двумя странами, объявлялось о прекращении визитов на высоком уровне. В 1985 году, до принятия этих санкций, двусторонний товарооборот составлял 108 млн долларов /105 млн долл. - экспорт США в Сирию, 3 млн - импорт США/.
В сентябре 1987 года американский посол возвратился в Дамаск.
В августе 1988 года президент США Рейган объявил Сирию страной, которая не помогает США в борьбе против международной торговли наркотиками, и в связи с этим лишается права на получение американской помощи.
"Буря в пустыне" сблизила позиции
В сентябре 1990 года в Дамаске состоялась встреча госсекретаря США Джеймса Бейкера с президентом САР Хафезом Асадом, по итогам которой Сирия согласилась направить бронетанковую дивизию в состав международной антииракской коалиции во главе с США, созданной в ответ на вооруженное вторжение Ирака в Кувейт.
23 ноября 1990 года в Женеве состоялась встреча президентов двух стран - Джорджа Буша /старшего/ и Хафеза Асада, первая встреча на высшем уровне с 1977 года. Этому способствовали два фактора: посредничество САР в освобождении западных заложников, захваченных в Ливане, и присоединение Дамаска к антииракской коалиции. Стороны провели консультации по вопросам ближневосточного урегулирования.
В январе-феврале 1991 года 15-17 тыс. сирийских военнослужащих принимали участие в возглавляемой США международной наземной операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта.
В 1991-1993 гг. госсекретарь США Джеймс Бейкер неоднократно посещал Дамаск с целью склонить Дамаск к участию в мирной конференции по Ближнему Востоку и на переговоры о мире с Израилем. Сирийская сторона настаивала, чтобы США оказали давление на Израиль для возвращения ей Голанских высот. Двусторонние израильско-сирийские переговоры начались в ноябре 1991 года в Мадриде в рамках Мирной конференции по Ближнему Востоку и продолжились в декабре 1991 года в Вашингтоне, были прерваны в марте 1993 года.
В декабре 1993 года США несколько ослабили режим санкций против Сирии.
16 января 1994 года в Женеве состоялась встреча президента США Билла Клинтона с президентом САР Хафезом Асадом. Главные темы переговоров - условия возобновления сирийско-израильских переговоров, состояние двусторонних отношений.
27 октября 1994 года состоялся визит в Дамаск президента США Билла Клинтона - первый с 1974 года визит главы администрации США. В ходе переговоров с президентом САР Хафезом Асадом обсуждалась возможность установления мира с Израилем. Сирийская сторона отвергла обвинения Сирии в причастности к международному терроризму.
Несмотря на некоторое сближение позиций, госдепартамент США оставил Сирию в списке стран, поддерживающих терроризм.
19 декабря 1998 года в Дамаске прошла массовая демонстрация в поддержку Ирака после того, как США и Великобритания нанесли серию ракетно-бомбовых ударов по иракской территории /операция "Лиса в пустыне"/. Нападениям подверглись американское посольство и резиденция посла в Дамаске, через два месяца Сирия извинилась за этот инцидент и обязалась выплатить 500 тыс. долларов в качестве компенсации ущерба.
8 февраля 1999 года Билл Клинтон и Хафез Асад провели двустороннюю встречу в Аммане /оба руководителя присутствовали на похоронах короля Иордании Хусейна/.
26 марта 2000 года в Женеве состоялась четвертая встреча Клинтона и Асада. В ходе 4-часовых переговоров не удалось достичь соглашения о возобновлении израильско- сирийских переговоров.
Эпоха Буша-младшего: иракский кризис, убийство Харири - как повод для обвинений Дамаска
В 2001-2008 гг. во время правления президента США Джорджа Буша-младшего произошло значительное охлаждение сирийско-американских отношений.
В 2003 году /после начала международной военной операции против Ирака/ администрация США обвинила сирийское руководство в поставках оружия режиму Саддама Хусейна, в предоставлении убежища бывшим иракским официальным лицам, в разрешении свободного проникновения в Ирак через свою территорию иностранных наемников, в обладании оружием массового поражения, в том числе химического.
2 мая 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл посетил Дамаск с целью наладить двусторонний диалог после падения режима Саддама Хусейна в Ираке. На переговорах с президентом Сирии Башаром Асадом Пауэлл настаивал, чтобы Сирия вывела свои войска из Ливана, отказалась от программ создания оружия массового уничтожения, а также прекратила поддержку радикальных палестинских группировок и ливанского шиитского движения "Хезболлах".
11 декабря 2003 года президент США Джордж Буш ввел в отношении Сирии односторонние экономические санкции, подписав принятый конгрессом США "Закон об ответственности Сирии" с требованием к Дамаску вывести войска из Ливана, прекратить поддержку террористических организаций, отказаться от производства оружия массового поражения. Закон предусматривал запрет американского экспорта и инвестиций в Сирию, сокращение американского дипкорпуса в стране и ограничения на передвижения по США сирийских дипломатов. Документ позволил президенту США самостоятельно менять масштаб антисирийских санкций. Санкции вступили в силу 11 мая 2004 года, ежегодно продлеваются указами президента США, меняясь в сторону ужесточения.
2 февраля 2005 года в речи "О положении страны" президент США Буш выступил с рядом жестких высказываний о Сирии, вновь обвинив ее в поддержке международного терроризма.
15 февраля 2005 года США отозвали своего посла из Дамаска, обвинив сирийские спецслужбы в причастности к убийству в Бейруте экс-премьера Ливана Рафика Харири. После вывода сирийских войск из Ливана весной 2005 года американское давление усилилось, что проявилось в попытках возложить на Дамаск ответственность за острый внутриполитический кризис в соседней стране и дестабилизацию обстановки в Ираке.
12 сентября 2006 года в Дамаске было совершено вооруженное нападение на американское посольство. Сотрудниками сирийских сил безопасности проведена спецоперация, в ходе которой четыре боевика были убиты.
26 октября 2008 года американский спецназ провел военную операцию на территории Сирии. Четыре американских вертолета атаковали строящуюся ферму в поселке Эс-Суккария в 8 км от границы с Ираком, в том числе был высажен десант. По сообщению сирийской стороны, были убиты 9 мирных жителя, 14 человек получили ранения. Это была первая атака совершенная силами США на территории Сирии. Официальный Вашингтон отказался признать факт спецоперации, но анонимные представители администрации заявили, что ее целью было уничтожение группы боевиков "Аль-Каиды", осуществлявших диверсии в Ираке против США и иракского правительства. По сообщениям американских СМИ, в ходе операции был ликвидирован один из главарей "Аль-Каиды" Бадран Турки аль-Мазиди, по кличке Абу Гадиа. Власти Сирии назвали вооруженную провокацию США грубым нарушением международного права и заявили официальный протест послам США и Ирака.
30 октября 2008 года США объявили о закрытии своего посольства в Дамаске.
Разрядка накануне "арабской весны"
С приходом в январе 2009 года в Белый дом Барака Обамы американо-сирийские отношения начали постепенно улучшаться, что проявилось в частых визитах в Дамаск делегаций чиновников и членов Конгресса США. В январе 2011 года США вернули своего посла в Сирию.
С началом вооруженного противостояния в Сирии /февраль 2011 года/ отношения двух стран вновь обострились.
Как Вашингтон поддерживал оппозицию
11 июля 2011 года в Дамаске произошло нападение на посольство США. Поводом послужила поездка посла США Роберта Форда в город Хама для встречи с участниками массовых антиправительственных выступлений.
18 августа 2011 года президент США Барак Обама впервые заявил о том, что президент Сирии Башар Асад должен уйти в отставку. До этого США ограничивались призывами к властям Сирии прекратить насилие.
24 октября 2011 года США отозвали своего посла в Сирии Роберта Форда из-за угроз в его адрес. В ответ сирийцы отозвали своего посла в США Имада Мустафу.
6 февраля 2012 года США приняли решение по соображениям безопасности временно закрыть свое посольство в Сирии. Интересы США в Сирии временно представляло посольство Польши в Дамаске.
29 мая 2012 года администрация президента Барака Обамы приняла решение выдворить временного поверенного в делах Сирии в США в знак протеста против продолжающегося насилия.
В начале августа 2012 года президент США Барак Обама подписал распоряжение, разрешающее разведслужбе ЦРУ и другим американским ведомствам оказывать помощь сирийским повстанцам.
С августа 2012 года интересы США в Сирии представляет посольство Чешской Республики.
11 декабря 2012 года США признали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил /НКОРС/ в качестве законного представителя народа Сирии и структуры, возглавляющей оппозиционные силы.
27 мая 2013 года Сирию посетил сенатор-республиканец Джон Маккейн. Он встретился с представителями оппозиции. Маккейн стал самым высокопоставленным американским должностным лицом, побывавшим в Сирии с момента начала там вооруженного конфликта.
В начале августа 2013 года администрация Барака Обамы заручилась согласием конгресса на поставки оружия сирийской оппозиции.
Подготовка к военной операции
В связи с сообщением о применении 21 августа 2013 года под Дамаском химического оружия ситуация вокруг Сирии обострилась. Первоначально президент США Барак Обама занял выжидательную позицию, объявив, что следует дождаться результатов расследования и воздержаться от поспешных шагов.
29 августа 2013 года администрация США ознакомила лидеров Конгресса с информацией о химической атаке под Дамаском, возложив ответственность на сирийские власти.
31 августа 2013 года Барак Обама заявил, что принял решение нанести удар по Сирии, но для этого требуется одобрение со стороны Конгресса.
1 сентября 2013 года президент США Барак Обама направил лидерам сената и палаты представителей проект резолюции, санкционирующей военную операцию против Сирии.
Ранее НКОРС и ССА передали Пентагону "список из 50 объектов", по которым предполагаломь нанести удары на первом этапе готовящейся операции. По сообщению газеты "Нью-Йорк таймс", президент США Барак Обама отдал распоряжение Пентагону подготовить расширенный список целей для бомбардировки в Сирии.
Однако 10 сентября Сирия приняла российские предложения и согласилась поставить под международный контроль свои запасы химоружия, а затем присоединилась к Конвенции о запрещении химоружия.
10 сентября 2013 года в обращении к народу Обама вместо объявления войны в Сирии заявил, что Соединенные Штаты готовы работать над предложением России о передаче под международный контроль химоружия в Сирии и продолжат консультации на эту тему с Москвой, а также с другими членами Совета Безопасности ООН.
14 сентября 2013 года в Женеве по итогам переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была достигнута рамочная договоренность по уничтожению в Сирии химического оружия. Подробнее о проблеме химоружия и плане по его уничтожению
США и Россия начали подготовку к мирной конференции "Женева-2". В задачи США входит убедить сирийскую оппозицию принять участие в конференции.
С момента начала внутреннего вооруженного конфликта в Сирии помощь США этой стране составила около 1 млрд долларов. В том числе в августе 2013 года США выделили более 195 млн долларов на оказание гуманитарной помощи населению в Сирии, а также 41 млн долларов - на доставку продовольственной помощи сирийским беженцам в Иордании, Ливане, Ираке, Турции и Египте.