Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

К 85-летию Подмосковья городам и районам подарили идеи брендов

2 октября 2014, 16:08 UTC+3
На выставке в Российском государственном университете туризма и сервиса представили предметы, которые могут стать символами Московской области
Материал из 1 страницы
© ТАСС / Анна Макарова

МОСКВА, 2 октября. /ТАСС/. /Корр. ТАСС Анна Макарова/. 2014 год важен для Подмосковья, ведь ровно 85 лет назад, в 1929 году, шесть губерний России были объединены в новый регион – Московскую область. Юбилей, хоть и не круглый, отмечают уже с января, но официально днем рождения области считается первое воскресенье октября, поэтому максимальное число торжественных мероприятий приурочено именно к этому дню.

День рождения – повод подводить итоги и строить планы. А еще подходящий момент, чтобы подготовить портрет юбиляра – парадный или не очень. Неудивительно, что помимо организации праздничных концертов и фестивалей в Подмосковье предприняли несколько попыток визуализировать регион. В состав области входят более 60 городов и районов, и отразить это "единство многообразия" можно по-разному. К примеру, в химкинской Центральной детской школе искусств подготовили "85 лучших художественных образов Подмосковья". А в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС) подошли к теме иначе: портреты, характер и туристический потенциал населенных пунктов обозначили через предметы или людей, которые уже стали или могут стать их брендами.

Бренд как повод

Разработка городских брендов сейчас – тема популярная: летом общественности презентовали "Альбом нового облика" подмосковного Клина, причем команда разработчиков изучила самые разные символы города – от Чайковского до елочной игрушки – и предложила для создания фирменного стиля обыграть тему звучности. В перспективе своим стилем должны обзавестись Наро-Фоминск, Одинцово, Руза и другие подмосковные города. Но хорошо тем, кто брендами и так не обижен: и жостовские подносы, и усадьбы Чехова или Тютчева, и можайское молоко с коломенской пастилой вполне годятся для того, чтобы определенный район запоминался и вызывал яркие ассоциации. А как быть тем, в чьем распоряжении не оказалось ни знаменитых архитектурных памятников, ни литературных музеев, ни "раскрученных" народных промыслов? Выставка в РГУТИС как раз и предлагает идеи образов для населенных пунктов Московской области.

При выборе брендов можно обращаться к самым разным сферам: история, культура, промышленность, местные легенды, литературные персонажи. К примеру, Клин у многих ассоциируется с Чайковским, а вот о том, что город Железнодорожный – это бывшая станция Обираловка, где бросилась под поезд Анна Каренина, знает уже гораздо меньше людей. "Мы искали какие-то вещи, которые смогли бы в перспективе стать брендами того или иного муниципального образования", – пояснил ректор РГУТИС Александр Федулин. – "Обнаружились неожиданные факты, о которых не знает даже один процент населения. Кто, например, помнит, что эмблему Советского государства, серп и молот, создавал художник Евгений Камзолкин, живший в Пушкинском районе Московской области?"

Однако выбрать бренд – это только начало кампании, для которой требуется и поддержка властей, и развитие сувенирной промышленности. Как посетовал Александр Федулин, сейчас в некоторых российских регионах просто нечего купить на память. Действительно, в туристической сфере надо "задействовать" все органы чувств: важна не только зрительная и вербальная информация, но и вкусовые, тактильные, обонятельные ощущения. А значит, нужны местные праздники, в которых можно поучаствовать, традиционные блюда и продукты, сувениры, которые приносят эстетическое удовольствие.

По словам проректора РГУТИС по воспитательной работе Михаила Юдина, идея выставки возникла, когда сотрудники университета задумались о роли сувениров в развитии туризма: "Примерно половина наших студентов – из Москвы и области, а другая половина собралась со всей России. Им интересно узнать, что такое гжель или павловопосадские платки. Но к известным брендам мы добавили неизвестные, чтобы предложить бизнес-сообществу, рынку, чиновникам интересные варианты решений, показать, какое непаханое поле для новых находок и идей есть в нашем распоряжении".

Есть у выставки и еще одна важная задача: собранные предметы по-своему поднимают тему патриотического воспитания молодежи. Например, про эмблему "серп и молот" можно рассказать, продемонстрировав копию Знамени Победы, на котором присутствует этот символ эпохи. История Знамени связана и с творчеством художника Камзолкина, и с историей Пушкинского района: один предмет затрагивает сразу множество сюжетов.

"Сейчас мы много говорим о возрождении России, о ее новых позициях в современном мире. Но эти позиции складываются не только из успехов экономики, степени обороноспособности страны, но и из многих других факторов", – напомнил ректор университета Александр Федулин. – "Оружием можно защищаться и пугать, а туристическими брендами – привлекать и воспитывать людей, заинтересовать их историей и культурой страны".

Игра в образы

Побывать на выставке интересно не только профессионалам туристической сферы и чиновникам, но и всем жителям столицы и области, ведь с потенциальными брендами здесь знакомят в игровой форме. В первом зале посетители могут проверить себя на знание "теории", ответив на вопросы, связанные с разными городами области. Тут выясняется, что на карте Подмосковья еще много белых пятен даже для самих жителей: не каждый сразу сообразит, чем знаменит "зарайский бизончик" или какие объекты входят в маршрут по "Русской Палестине"!

"Сдав экзамен" на знание области, гости отправляются знакомиться со съедобными брендами, разместившимися под растяжкой "От Можайского молока до Шатурского кефира": ведь Можайск и Шатура расположены на разных концах региона, и молоко из Можайской области, добравшись до Шатуры, как раз успевает прекратиться в кефир. А в "промышленной зоне" гостям предлагают поиграть с кубиками, на гранях которых разместились гербы и названия городов, названия предприятий и изображения продукции. Это не просто инсталляция для проверки на знание промышленности региона: подобные наборы кубиков вполне можно запустить в производство.

На стендах есть и другие неожиданные идеи сувениров. К примеру, пузырек с "Живой водой" по рецепту Якова Брюса. Сподвижник Петра I и легендарный чернокнижник жил в усадьбе "Глинки", которая является частью города Лосино-Петровский. Чем не бренд для населенного пункта?

Сувенирное деревце с портретами писателей и поэтов на ветках должно вызывать ассоциации и с "Чудо-деревом" Корнея Чуковского и с поселком Переделкино. Поселку совхоза имени Ленина предлагают задействовать в сувенирной продукции изображение клубники, а Кубинке – счеты с костяшками, ведь помимо музея бронетанковой техники поселок известен еще и старинным центром производства этой альтернативы калькуляторам. В области имеются и спортивные места, вроде тренировочной базы "Спартака" в Тарасовке, и музыкальные – бывший завод грампластинок "Мелодия" в Апрелевке. Да и историко-архитектурные и литературные объекты нуждаются в неких "осязаемых" символах. К примеру, с названием усадьбы Остафьево, принадлежавшей когда-то Вяземскому, связана забавная легенда: мол, хозяин решил назвать имение первым же словом, которое произнесет приехавший в гости Пушкин, а поэт первым делом велел слуге оставить в экипаже дорожный сундук. И неважно, что эта байка не подтверждается исторически – сувенир в виде сундучка с изображением Пушкина вполне мог бы стать местным символом. Еще более замысловатую историю предлагают использовать для усадьбы Троицкое-Кайнарджи. Комплекс построек, который, к сожалению, почти не сохранился, связан с именем полководца Петра Румянцева-Задунайского. Усадьба даже название получила в честь болгарского села Кайнарджи, где был подписан мирный договор России и Османской империи, завершивший Первую русско-турецкую войну. Имение очень любил сын графа Румянцева-Задунайского, Сергей Петрович – здесь он хотел перезахоронить прах отца, и для этой цели заказал часовню, которая в итоге стала его собственным мавзолеем. Надгробие для владельца усадьбы изготовили из темной яшмы. Вот создатели выставки и предложили связать длинную и многоплановую историю усадьбы с яшмой, которая могла бы стать памятным сувениром. Для такой цели можно было бы в окрестности комплекса специально завести кусочки яшмы и предложить туристам их поискать – ищут же путешественники янтарь в карьерах Калининградской области!

Финальная витрина подводит визуальные итоги выставки: здесь пирамида кружек с портретами знаменитых жителей области, кадры из фильмов, снимавшихся в Подмосковье, и, наконец, свидетельство о рождении "Гражданки Московской области". В сущности, для "новорожденной" 85 лет – не такой уж солидный возраст, так что она еще успеет обзавестись новыми брендами. Благо, выбирать их есть из чего.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама