6 марта 2015, 10:00
Репортаж

Успеть за 14 секунд: как работает "Скорая помощь" в Москве

Врачи бригады скорой помощи выезжают на поступивший вызов. Архив ТАСС/ Артем Геодакян/ ТАСС
Врачи бригады скорой помощи выезжают на поступивший вызов

ТАСС узнал, как распределяются вызовы, по каким нормативам работают медики и сколько весит оранжевый чемоданчик фельдшера

МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. В середине 2014 года центральная станция московской "Скорой помощи" прошла серьезную модернизацию, которая позволила ей повысить скорость обслуживания звонков, поступающих по телефону "103".

Теперь, по словам врачей, время ответа составляет не более 14 секунд, а особо сложные вызовы практически сразу переключаются на медиков различной специализации, готовых оказать консультацию и отправить к больному профильную бригаду.

Все звонки обрабатываются на центральной станции "Скорой помощи", расположенной на проспекте Мира в центре столицы. Отсюда вызовы распределяются по районным подстанциям и бригадам, которые в конкретный момент времени находятся ближе всего к больному.

На особом контроле

В огромном зале оперативного отдела центральной станции "Скорой помощи" – тишина. И это при том, что звонки здесь одновременно принимают до 40 специалистов. Каждый из них имеет наушники с микрофоном, что позволяет операторам не мешать друг другу и вести диалог с позвонившим спокойным ровным голосом. "Это, кстати, немаловажно, ведь каждый, кто обращается к нам, априори находится в сложном эмоциональном состоянии", - рассказывает одна из операторов, представившаяся Натальей.

Перед ней на мониторе компьютера - интерактивная карта мегаполиса. Красными точками обозначены бригады врачей, находящиеся на вызовах. Здесь же при получении звонка появляется информация о том, из какого района он поступил. Стандартную фразу "Здравствуйте. Московская "скорая". Что случилось?" каждый диспетчер произносит несколько десятков раз за смену.

По действующему нормативу, на звонок специалисты "Скорой помощи" должны ответить не позднее чем через 14 секунд. Вот и сейчас общение с оператором прерывает вспыхнувшая возле компьютерного монитора красная лампочка. Вызов поступил из района Бирюлево-Восточное на юге столицы. У ребенка поднялась высокая температура, вероятно, вирусная инфекция.

Разговор переключается на так называемый "детский пульт" - отдельную группу специалистов-педиатров, которые также несут дежурство в оперативном отделе. Правда, в другой части зала. "Все, что связано с детьми, равно как и с чрезвычайными ситуациями, находится на особом контроле врачей и принимать решение по дальнейшим действиям должны уже "профильники", - объясняет Наталья.

Выиграть четыре минуты

У каждого звонящего в "103" обязательно спрашивают номер телефона, чтобы при необходимости можно было перезвонить. Затем уточняется адрес. "Здесь главное ничего не перепутать, потому что в городе есть много улиц, названия которых, так или иначе, схожи. К примеру, на северо-востоке есть улица Летчика Бабушкина, а на юго-западе улица Ивана Бабушкина", - рассказывает оператор Наталья.

"Вся уличная база Москвы у нас есть, и вызов приписывается ближайшей подстанции", - объясняет далее схему работы заместитель главного врача центральной станции "Скорой помощи" имени А.Пучкова Валерий Лисичкин. По его словам, компьютер определяет три ближайшие к месту вызова подстанции и свободные машины. По статистике, около 50% вызовов бригада получает, находясь в пути.

Благодаря современным технологиям врачи выигрывают как минимум четыре минуты, которые могут быть решающими. Заместитель главного врача показывает на экране красную точку, указывающую место вызова. "А вот этот зеленый кружочек - машина, находящаяся сейчас на Ленинском проспекте. Она будет ехать к пациенту пять минут, потому что находится неподалеку и возвращается с предыдущего вызова. Если бы она ехала с районной подстанции, то им пришлось бы потратить на дорогу почти 12 минут", - констатирует специалист.

Старший по смене

Оперативную работу в течение суток контролирует старший врач смены, ответственный за качество оказания помощи. Он держит на контроле "особые случаи": серьезные ДТП, чрезвычайные ситуации и пожары. Все самые важные вызовы, за которыми нужно прицельное наблюдение, попадают на большой экран в центре оперативного зала. Эта информация должна быть всегда перед глазами старшего смены.

В день подготовки репортажа на "боевом посту" находилась Ольга Лалова – врач с 23-летним стажем. Она следит в том числе и за тем, что бы бригады прибывали к месту вызова своевременно, а у работающих на крупном происшествии было достаточно сил для оказания помощи.

По словам Лаловой, следить за ситуацией не прекращают ни на минуту: когда старший смены уходит на обед, его подменяют старшие диспетчеры. "Перекусы" на рабочем месте не приветствуются – оператор, совмещающий работу и прием пищи, может не заметить вызов или потерять контроль над интерактивной картой города.

Чтобы не терять контроль, соблюдается и режим "рабочей тишины": диалоги между работниками происходят в полголоса. По крайней мере, находясь в нескольких метрах от специалистов, мне не удалось даже краем уха услышать, о чем они быстро переговорили.

Свободный ангиограф

Пока врачи, прибывшие на место вызова, оказывают пациенту первую помощь, сотрудники отдела госпитализации, расположенного этажом ниже оперативной службы, уже подбирают для него больницу. "С момента обращения пациента на телефон "103" до его доставки в специализированное лечебное учреждение должно пройти не более 90 минут", - поясняет заместитель главного врача "Скорой помощи" Георгий Веденский. На данный момент столичные медики укладываются в 85 минут.

Система госпитализации налажена таким образом, что стационар заранее знает о том, какого пациента сейчас туда доставят, и уже готовится его встречать. "При этом инфаркты и инсульты у нас на особенном счету. Мы видим свободные койки в каждом из сосудистых центров, смотрим, не занято ли специальное оборудование", - продолжает Веденский. Если свободное койко-место, свободный ангиограф и свободная операционная совпадают в одной клинике – туда больного и направят. Ему не придется ждать очереди на операцию в другой, более загруженной на момент вызова больнице и, соответственно, не будет потеряно драгоценное время.

Врачебные "бонусы"

Рядом с центральной станцией "Скорой помощи" расположена подстанция №9, в зону ответственности которой входит несколько районов в окрестностях проспекта Мира. Сюда врачи заступают на дежурство или на сутки, или на 12 часов. Команду к отправлению на вызов они получают по селектору. Как правило, из динамиков, расположенных в комнате отдыха, и на стоянке спецтранспорта, раздается только сухая информация об адресе, по которому находится пациент. Но несколько раз за время нахождения на подстанции мне довелось услышать и более "неформальные" объявления от дежурного. Он приветствовал бригады, вернувшиеся с вызовов, и желал приятного аппетита отправлявшимся на обед фельдшерам и врачам.

"В коллективном договоре установлено, что медперсонал дважды в сутки имеет право на обеденный перерыв: 30 минут с 12:00 до 16:00 и 30 минут с 00:00 до 04:00. В промежутках между вызовами, врачи, конечно, тоже могут чай попить и перекусить", - говорит сопровождавшая меня с центральной станции заместитель главного врача "Скорой помощи" Ольга Логвинова. Спать во время дежурства врачам запрещено, но для психологической разгрузки на подстанции имеется специальная комната с кондиционером, где можно прилечь на диван, почитать книгу или посмотреть телевизор. Также в промежутках между вызовами врачи могут потренировать навыки оказания медицинской помощи в специальном симуляционном центре или в учебных классах, оснащенных приборами и манекенами.

Врачам и фельдшерам за их работу положены ежегодные премии в размере оклада и "подарочные" зарплаты на 50, 60 и 70-летний юбилей. За вредные условия труда работники "Скорой помощи" получают до 14 дней дополнительного отпуска. А у некоторых категорий врачей отпуск и того больше: например, у анестезиологов – более 50 дней, у психиатров – свыше 60 дней.

Вредные условия

Вредными условиями труда у врачей "скорой" считаются не только тяжелый график работы и колоссальная ответственность, но и, например, внушительный вес чемоданчика с медикаментами или даже габариты пациента. "Фельдшер обязан носить всегда с собой чемоданчик с медикаментами, хоть на первый этаж, хоть на десятый, хоть пешком на последний этаж Останкинской башни, как это было во время пожара", - уточняет один из фельдшеров подстанции, представившийся Николаем.

Оранжевого цвета чемоданчик только с виду кажется небольшим и легким. Если его разложить полностью, он будет иметь очень внушительные размеры. Здесь – все, что может понадобиться на вызове: обезболивающие, антигистаминные, противовирусные препараты в таблетках и ампулах, жгуты, перевязочные материалы, оборудование для первой реанимационной помощи, кислородная подушка. Все вместе весит около 10 килограммов и находится под строжайшей отчетностью.

"А нередко встречаются и "весомые" пациенты, которых даже на носилки не положишь, потому что они сломаются", - рассказывает Николай. В его практике бывали случаи, когда двое носилок ломались под одним пациентом.

Часто врачам "скорой" приходится оказывать помощь знаменитым артистам, режиссерам, политикам. "На нашем направлении очень много известных людей, ведь у нас рядом телецентр, три вокзала, театры, многие просто в нашем районе проживают. И это дополнительный груз ответственности - работа с такими пациентами", - говорит он.

Средняя зарплата врача на "скорой" в 2014 году составляла около 100 тысяч рублей, зарплата фельдшера – 70 тысяч рублей. В день бригада делает около 12 выездов. С 2014 года финансирование скорой помощи идет через фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), куда работодатели ежемесячно платят взносы за своих работников. "В зависимости от профиля бригады, один вызов стоит от 4 до 9 тысяч рублей", - добавляет фельдшер. А его непосредственный руководитель – главный врач подстанции №9 Алексей Курочкин пояснил, что раньше самыми дорогими выездами были заявки на психиатрическую помощь. "Но они сейчас выведены из ОМС, их оплачивает город по госзаказу", - заметил он.

Память на всю жизнь

Утро каждого врача скорой помощи начинается с рутинной, но важной и необходимой работы. По словам врача Ольги Шелемецевой, рабочий день официально установлен с 08:00, но приезжает она на подстанцию на полтора часа раньше. Нужно "принять бригаду", то есть каждый раз проверить наличие медикаментов и перевязочных материалов, осмотреть оборудование, в том числе работоспособность навигатора в машине. Кстати, навигатор одновременно служит и устройством для переговоров бригады с подстанцией.

За свой 27-летний врачебный опыт Шелемецева помнит всех пациентов, которым смогла спасти жизнь. Особенно запоминаются ей дети и старики. "У нас есть, конечно, и свое "кладбище", но есть и благодарные больные, которым мы действительно спасли жизнь", - призналась врач. Но говорить об этом вслух среди медиков не принято.

Тем не менее, пациенты часто сами присылают руководству подстанции письменные благодарности. Есть даже больные, которые спрашивают, в какую смену будет работать тот или иной доктор, чтобы вызов попал именно к нему. Обещать приезд конкретной бригады в "Скорой помощи" не принято. На вызов, как и всегда, направится первая свободная машина, находящаяся ближе всех к пациенту.