Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Собянин: пять лет в большом городе

21 октября 2015, 9:14 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 21, октября. /ТАСС
О том, как мэр менял столицу, а город изменил градоначальника - в материале ТАСС
Поделиться
Материал из 1 страницы
Сергей Собянин

Сергей Собянин

© Сергей Фадеичев/ТАСС

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Пять лет назад, 21 октября 2010 года, Мосгордума утвердила мэром города Сергея Собянина. О том, как Собянин менял Москву, а Москва меняла Собянина, - в материале ТАСС.

Как менялся бюджет

Выступая в тот день перед депутатами Московской городской думы, Сергей Собянин заявил: "Город явно упускает свои возможности, порой неэффективно расходует ресурсы, а темпы развития стали постепенно затухать". В качестве примера будущий мэр привел такой факт: в бюджете 2011 года на развитие города планировалось потратить всего 200 млрд руб., причем 100 млрд из них были заемными.

"Только за счет собственных средств город планирует направить на инвестиции примерно 10% городского бюджета. Этот уровень и структура бюджета похожи на глубоко дотационный регион. Это тупик для города, тупик для его развития", - сказал тогда Сергей Собянин.

Новый мэр начал активно искать выход из тупика. Гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций, член общественной палаты РФ Дмитрий Орлов среди главных достижений Собянина называет существенное увеличение городского бюджета.

"Он принял его с показателем 1,1 трлн рублей, сейчас это почти 1,6 трлн рублей, - говорит Орлов. - Собянину удалось мобилизовать целый ряд налоговых и неналоговых источников доходов, и теперь можно смело утверждать, что московская администрация является одной из самых обеспеченных ресурсами. На примере Москвы мы видим, что политика отказа от мелких денежных ручейков во имя больших финансовых рек, оказалась удачной и правильной".

В этом году при планировании трехлетнего бюджета объем адресной инвестиционной программы на 2016 года достиг 367 млрд руб. (в 2017 году - 383 млрд, в 2018 году - 405 млрд), что заметно более 100 млрд, с которых Собянину пришлось начинать.

По итогам прошлого года среди крупнейших городов мира Москва занимала 10 место по объемам ВВП ($553 млрд), 14 место по уровню занятости населения (6,9 млн работающих) и 14 место по объему потребительских расходов ($217 млрд).

Заработанные деньги идут на решение городских проблем, главной из которых еще пять лет назад были названы автомобильные пробки. Решение транспортной проблемы Москвы станет одной из главных черт первой пятилетки Сергея Собянина и его команды.

Как менялись дороги

"Стратегия решения проблемы пробок в основном состоит из двух частей, - объяснял логику своих действий в недавнем интервью ТАСС Собянин. - Первое - развитие общественного транспорта, и второе - цена использования личного автомобиля в городе. Чем дороже ездить на своей машине, тем выше мотивация пересесть на общественный транспорт. Если он становится доступнее, комфортнее, быстрее, это тоже дополнительный стимул".

Так в городе появились выделенные для движения общественного транспорта полосы, платные парковки и резко возросли темпы строительства автомобильных развязок и метро. Заместитель мэра по вопросам по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин не раз повторял, что если в 1983 году метростроевцы всего Советского Союза установили рекорд, построив 14 км путей, то в Москве, начиная с 2016 года, будет строиться по 20 км линий метрополитена ежегодно.

"Москва никогда не знала таких темпов строительства, - отмечает первый проректор МАДИ, заведующий кафедрой проектирования дорог Павел Поспелов. При Собянине началось не только масштабное возведение развязок, но и реализация мер по борьбе с пробками, в том числе, введение платных парковок и инновационных комплексов фотовидеофиксации. Это во многом снизило плотность дорожного движения".

Постоянное расширение платных парковок периодически вызывает недовольство москвичей и критику общественных организаций. Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин считает даже, что "ситуация с парковками, эвакуацией автомобилей и ростом цен в Москве может негативно отразиться на рейтинге мэра". Правда пока, добавляет Костин, позитива явно больше.

"Думаю, если москвичей спросить, что поменялось, они назовут открытие пешеходных улиц, вспомнят МФЦ (многофункциональные центры - прим. ТАСС), которые решили, казалось бы, нерешаемую проблему очередей при оформлении документов, появившиеся дорожные развязки, обустройство городской инфраструктуры - дворы, парки, общественные территории", - уверен политолог.

Как менялся город

Кардинальные изменения городской среды - еще одна особенность развития Москвы в течение последних пяти лет. Несмотря на протесты малого бизнеса, в Москве практически закончен снос уличных киосков, резко сокращен объем наружной рекламы, расширен список пешеходных улиц.

"Для Москвы характерно развитие городских пространств, - говорит гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Парки и скверы стали мощнейшими рекреационными зонами; при Лужкове в этом качестве они были забыты".

"В течение последних пяти лет в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс", - соглашается первый вице- президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Илья Мочалов.

За следование мировым тенденциям и активное использование современных информационных технологий Сергея Собянина часто называют технократом. Дмитрий Орлов, например, отмечает систему коммуникаций с жителями с помощью портала "Активный гражданин". Правда, эксперт видит и недостатки этого сервиса.

"На работу с городскими сообществами и группами граждан, которые объединены какими-то интересами, эта система не рассчитана, - говорит он. - Будучи весьма эффективной в своем формате, при необходимости выйти из этого формата она дает сбой".

Эксперт центра городских исследований московской школы управления "Сколково" Ирина Ирбитская говорит, что при Собянине Москва начала следовать глобальным трендам в современной урбанистке. "Конечно, за 5 лет невозможно решить все проблемы, и мы пока не занимаем высоких позиций в международных рейтингах, но вектор развития города понятен большинству специалистов, и это не может не радовать", - считает Ирбитская.

Как менялся мэр

Чтобы начать менять Москву, Сергею Собянину пришлось меняться и самому. Сразу после утверждения на посту мэра до тех пор мало публичный глава президентской администрации начал активно совершать объезды, появляться на телеэкранах, давать комментарии.

Собянин - первый мэр Москвы, который встречается со своим журналистским пулом. Сначала такие встречи были довольно частыми - чуть ли ни раз в квартал, сейчас - раз в год. На таких встречах обсуждаются любые проблемы, можно задавать любые вопросы.

"Собянин может и пошутить, причем удачно и не зло, выпить с журналистами шампанского, сфотографироваться с желающими, - говорит специальный корреспондент ТАСС Нино Иосебадзе, проработавшая последние пять лет в пуле мэра. - О себе говорить не любит и не хочет, "личные" вопросы не задаются".

По наблюдениям журналистов, Собянин - человек настроения. Причем, от чего оно зависит - сказать трудно. Может быть темнее тучи - подойдет к журналистам и расскажет все за одну минуту. Но в любом случае начинает встречу с "Добрый день, коллеги".

Собянин привык к москвичам, и они к нему привыкли. Он искренне говорит, что Москва - его родной город. Он может сорвать голос, поздравляя жителей с Днем города, а может спеть смешную песню на радио, призывая всех прийти на выборы.

"Я думаю, он хочет быть ближе к народу, насколько это возможно - всевозможные порталы, система электронных референдумов "Активный гражданин", даже Twitter мэр стал вести лично", - добавляет Иосебадзе.

Собянин в рейтинге эффективности

В рейтинге эффективности губернаторов, который составляет ФоРГО, Сергей Собянин стабильно входит в первую десятку. Единственный раз он покинул ТОП-10 из-за аварии в метро в июле прошлого года. Тогда на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" сошли с рельсов три вагона поезда. Жертвами аварии стали 24 человека, более 150 пострадали.

По словам главы ФоРГО Константина Костина, московский градоначальник всегда демонстрировал высокую эффективность и хороший рейтинг. "Тут можно назвать и положительную оценку москвичами его работы, и достаточно стабильную ситуацию в социальной сфере и экономике, невзирая на достаточно ощутимые проявления кризиса", - объясняет эксперт.

Но главное, говорит Костин, что мэр и его команда знают, что делать, и смотрят на проблемы большого города "открытыми глазами".

Динамика социально-экономических показателей развития Москвы

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама