15 декабря 2015, 09:38,
обновлено 15 декабря 2015, 12:43

В Москве с 1 января запретят продажу топлива ниже стандарта Евро-5

Юрий Смитюк/ ТАСС

По мнению мэра столицы, такой шаг позволит в пять раз сократить выбросы в атмосферу диоксида серы

МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. В столице с Нового года запретят продажу топлива ниже стандарта Евро-5. Такое решение принято во вторник на заседании президиума городского правительства.

"В Москве последовательно ужесточаем требования к топливу. Сегодня действует ограничение топлива класса Евро-4, предлагается с 1 января требования ужесточить и запретить продажу топлива ниже Евро-5", - сказал мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, это в пять раз сократит выбросы в атмосферу диоксида серы. По мнению мэра, главным источником загрязнения воздуха в Москве является автомобильный транспорт.

Загрязнение атмосферы снижается

Как уточнил глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, более 400 городов мира реализуют мероприятия по борьбе с автомобильными пробками и более 65% из них, как и Москва, делают это для снижения загрязнения воздуха. Из-за обновления автопарка и снижения интенсивности транспортных потоков в последние годы в столице отмечается снижение загрязнения атмосферы, вместе с тем, возле автотрасс этот показатель еще высок.

"На этих территориях загрязнение воздуха превышает нормативы по диоксиду азота и взвешенным частицам, которые являются главными с точки зрения воздействия на людей", - отметил Кульбачевский.

По его словам, в Москве с 2013 года действует запрет на продажу топлива ниже класса Евро-4, эффективность этого запрета подтверждается данными экологического мониторинга, отметил Кульбачевский. По его словам, если ввести подобный запрет на топливо ниже Евро-5, то содержание диоксида серы в воздухе сократится в пять раз.

Более половины машин - пятого экологического класса

"В Москве количество автомобилей высоких экологических классов постоянно растет. Если в 2010 году в парке было не более 29% автомобилей четвертого экологического класса, то в 2015 году их число превысило 52%. Таким образом, мы обеспечиваем условия для дальнейшего обновления парка автомобилей пятого экологического класса", - сказал глава департамента. Одновременно увеличится и ресурс очистки выхлопных газов других автомобилей, в результате чего ожидается снижение выбросов оксида углерода, оксида азота и других летучих органических соединений.

По данным экологического надзора, сумма штрафов, наложенных по итогам проверок на АЗС за реализацию некачественного топлива, снизилась в три раза. "Это связано с уменьшением случаев реализации некачественного топлива", - отметил Кульбачевский. По его словам, существующих сейчас мощностей по производству топлива соответствующего качества достаточно, "чтобы избежать дефицита" бензина.

Собянин поручил контролировать то, "что рядом с заправками продается". "Не только в экологическом классе, а "леваки", которые еще присутствуют на московских заправках", - сказал мэр. Кульбачевский отметил, что в этом вопросе департамент работает с правоохранительными органами.

Дефицита топлива не будет

Запрет продажи топлива класса ниже Евро-5 не приведет к дефициту бензина в Москве, сообщил журналистам руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

"Мы со всеми производителями проводили консультации, никаких перебоев, ажиотажа или дефицита топлива класса Евро-5 не ожидается на московском рынке", - уточнил он.

При этом, по его словам, неизвестно, приведет ли это к подорожанию топлива в столице, но технический регламент работает так, что бензины высших классов выходят дешевле, чем производство топлива низших классов.

Роста цен не произойдет

Пресс-служба Московского нефтеперерабатывающего завода заявила, что не ожидает роста цен в Московском регионе после запрета на оборот бензина "Евро-4" с 1 января 2016 г.

По информации пресс-службы, "повышенный экологический класс автомобильного топлива не влияет на его стоимость для конечного потребителя". "Более качественное топливо не становится дороже. Причина в том, что правительство РФ стимулирует переход производителей на более высокий экологический стандарт "Евро-5" путем снижения для него акцизов. Актуальный акцизный сбор на тонну бензина класса "Евро-5" примерно на 3 тыс. руб. ниже, чем на топливо, не соответствующее этому классу. Таким образом, заводы имеют возможность инвестировать значительные средства в переход на "Евро-5", компенсируя затраты после этого через пониженные акцизы", - отметили в пресс-службе.

МНПЗ обеспечивает 34% рынка Московского региона и с 2013 г. производит топливо только "Евро-5", что не повлияло на розничные цены. Завод полностью перешел на выпуск топлив "Евро-5" еще в 2013 г., на три года раньше нормативных требований РФ. Так как доля МНПЗ на рынке топлива Москвы и Московской области составляет 34%, это оказало положительный эффект на экологию столичного региона. Более 90% загрязнений атмосферы города обеспечивает автотранспорт. По данным Росстата, ежегодно выбросы вредных веществ от него составляют почти 1 млн т. По данным Росстата и Росприроднадзора в 2013 г. в атмосферу Москвы было выброшено 995,4 тыс. т загрязняющих веществ. Из них 6,6% - от стационарных (промышленных) источников, 93,4% - от автотранспорта.

При использовании топлива "Евро-5" автомобильные двигатели выбрасывают в пять раз меньше соединений серы в сравнении с "Евро-4" (и в 50 раз меньше в сравнении с "Евро-2"). Таким образом, после перехода части автопарка на топливо МНПЗ поступление загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона снизилось на 27%.