Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на Всемирном медиа саммите

5 июля 2012, 11:45 UTC+3
Значение медиа и средств массовой информации будет возрастать, и более острым станет вопрос взаимоотношения государства и средств массовой информации, считает он
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Добрый день, дорогие друзья!

Благодарю за приглашение на ваш саммит и рад всех вас приветствовать в Москве. Уверен, что эти дни будут для вас результативны и интересны.
Со своей стороны, хотел бы поделиться своими мыслями о настоящем и будущем медиа-индустрии и о современной общественно-политической жизни России, в которой работа парламента играет сейчас большую роль.
Начну с первого вопроса. Многие дискуссионные темы, включённые в программу вашего саммита, вытекают из очевидных тенденций в глобальном мире информации. Современные технологии всё больше используются традиционными СМИ. Печатные издания, телевидение, радио – научились работать в этих новых реалиях и думают не только о содержательной стороне своих материалов, но и об их систематизации и дизайне сайтов.
Ещё один вызов для вашей индустрии – это смешение жанров в результате появления блогерства. По мере роста своей популярности сетевые авторы начинают считать себя профессиональными журналистами. И часто – это действительно талантливые и подготовленные люди. Но означает ли это, что профессиональная этика, достоверность и чувство ответственности журналиста начинают терять свою социальную значимость?
Этот вопрос, конечно же, адресован вам. К примеру, один из известных принципов работы медиа-корпораций – новость должна быть подтверждена как минимум из двух источников. Всегда ли соблюдается это правило пользователями соцсетей? Или ещё вопрос – как найти баланс между свободой слова и правами человека? Включая право на жизнь, ведь Интернет-пространство открыто для всех – в том числе и для тех, кто несёт угрозу жизни, правам и свободам человека.
Уверен в двух вещах: во-первых, в XXI веке облик СМИ, их функции и принципы работы, кардинальным образом изменяются. Просто потому, что в условиях, когда любое частное лицо имеет возможность легко создавать, упаковывать и распространять контент, традиционные СМИ лишены той монополии на информацию, которой они обладали всего лишь двадцать лет назад. Во-вторых, я уверен, что СМИ просто обязаны как можно скорее занять свое исключительное место в информационном пространстве, хотя бы для того, чтобы не допустить информационного хаоса, защитить общество от манипуляций и подтасовок недобросовестных профессионалов, умело использующих новый медийный инструментарий далеко не всегда в добрых целях.
Уверен, что значение медиа и средств массовой информации в обществе будет возрастать, причем не исключаю, в геометрической прогрессии. И, безусловно, еще более острым станет вопрос взаимоотношения государства и средств массовой информации.
События так называемой "арабской весны" показали нам, что государство, жестко контролирующее телевизионный эфир и печатные издания, все равно может оказаться безоружным перед достаточно хаотичным сетевым движением граждан. Просто потому, что современные технические средства массовой коммуникации практически неподконтрольны и не поддаются регулированию. Это та данность, с которой мы живем сегодня, и с которой мы будем жить в дальнейшем.
Этот феномен, который мы наблюдаем - феномен электронной демократии - еще только подлежит изучению, однако уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что модель, при которой государство контролирует информационное пространство, используя исключительно административный ресурс и репрессивные меры, нежизнеспособно.
В этих условиях государство просто обязано бытьне только прозрачным и понятным, но и знаимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиа-сообществом.
С одной стороны, любое неосторожное движение госудраства в отношении СМИ будет воспринято, как попытка ограничить свободу слова и свободное распространение информации. С другой стороны, одна из функций любого государства - обеспечение безопасности граждан, в том числе информационной. В этом смысле, я считаю, необходимо организовать диалог для выработки общих правил, международно признанного эталона регулирования жизни СМИ со стороны властей с тем, чтобы это регулирование не мешало развитию демократического общества, но при этом сдерживало те возможные негативные формы новой информационной среды, с которыми сгеодня сталкиваются все страны мира. Пока что готовых рецептов, к сожалению, не существует, и я надеюсь, сегодня на саммите будут предложены новые модели отношений в рамках коммуникации власти и общества.
Следующая проблема в рамках взаимоотношений СМИ и власти, о которой я хотел бы сегодня сказать, - это проблема манипуляций общественным сознанием. Мы в России неоднократно сталкивались с достаточно однобокой и даже тенденциозной подачей информации о нашей стране в ряде иностранных СМИ. И зачастую это напрямую связано с конкретными политическими задачами, применением двойных стандартов.
Признаюсь честно, нам бы очень хотелось настроиться на позитивную волну взаимоотношений и поддерживать конструктивный диалог с вами, уважаемые коллеги, о том, что собой представляет сегодняшняя Россия. Это особенно актуально сейчас, по окончании сразу двух - президентского и парламентского - выборных циклов.
Уверен, что эти темы будут обсуждаться на вашем саммите.
Теперь – о российской политике, законотворчестве, новой Госдуме. Парламент, что называется по определению – самый открытый орган власти. И в Госдуме шестого созыва сегодня аккредитовано около 1,5 тысяч корреспондентов из 377 СМИ. Парламентский пул играет огромную роль в освещении хода законотворческой работы и формировании общественного мнения о самой Государственной Думе. Поэтому мы стремимся создать все условия для работы журналистов. Чтобы они получали оперативные и квалифицированные комментарии депутатов, необходимые справочно-аналитические материалы. И конечно – имели возможность в режиме он-лайн следить за ходом пленарных заседаний, свободно участвовать в заседаниях. Как результат – мы видим объективное информирование общества об идущих в парламенте процессах.
А они сегодня – как никогда – динамичны. Шестой созыв Госдумы работает в абсолютно новых условиях. Две подряд федеральных избирательных кампании добавили эмоций, наложили свой отпечаток и на общественные настроения, и на повестку законодателей.
Изменилась и внутрипарламентская ситуация – численность оппозиционных фракций существенно возросла. Но если кто-то видел в этом лишь  дестабилизирующий фактор, то он ошибался.
Уже эта, первая, сессия нового созыва показала, что парламент профессионален и ответственен. Несмотря на обострение политической конкуренции, Дума работает планомерно и чётко соблюдает Регламент. При этом она открыта для диалога со всеми политическими силами – включая те, которые в парламенте не представлены.
Думаю, что парламентская весна 2012 года запомнится как сессия политической модернизации. В России проведена масштабная политическая реформа. Через 3 месяца в ряде российских регионов состоятся прямые выборы губернаторов.
Одновременно – стали регистрироваться всё новые и новые партии. Если в период парламентских выборов 2011 года существовало всего 7 партий, то в силу применения нового закона, вступившего в силу в ходе этой сессии – их уже стало в разы больше. И в этой связи – перед российскими и зарубежными СМИ на ближайшие годы откроется множество новых направлений для профессиональной работы и аналитики.
Обновление политического законодательства будет продолжаться и дальше. Так, предстоит реформа обеих палат парламента. Об окончательной редакции законопроектов о выборах депутатов Госдумы и о порядке формирования Совета Федерации говорить пока рано – идёт их детальная проработка. Но уже сейчас можно утверждать: действующие нормы претерпят серьёзные изменения. Появятся дополнительные возможности для самореализации граждан и для развития политического процесса – тоже.
В эту сессию Госдума рассматривает и целый ряд законопроектов в области экономики. Поистине знаковый вопрос – вступление России в ВТО. В ближайшие дни парламенту предстоит подвести черту под многолетними переговорами. Да, в экспертных кругах есть разные мнения по этому поводу, но задача депутатов – услышать аргументы всех сторон, открыто обсудить и принять решение, обосновав его перед избирателями.
Кроме того, в Госдуме идёт работа над законопроектами о федеральной контрактной системе и о гособоронзаказе (приняты в 1 чтении). России необходимы современные механизмы, регулирующие этот значимый сегмент экономики. При этом – надо устранить условия для недобросовестных и коррупционных действий в сфере госзакупок.
Антикоррупционные цели преследует и введение контроля за соответствием расходов лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе.
Наконец, считаю приоритетными задачи правового обеспечения культурной политики. Исходя из их стратегической важности, я предложил депутатам и руководству нашей страны разработать национальную программу модернизации культуры. А её ключевые положения – закрепить в новом базовом законе (действующий ныне акт принимался ещё 20 лет назад и просто «отстал от жизни»). Считаю необходимым предусмотреть в федеральном бюджете средства на такую программу. А её конкретные параметры – вырабатывать при участии всего общества.
Хотел бы особо остановиться сегодня на теме евразийской интеграции.
С начала 2012 года государства Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) образовали Единое экономическое пространство. Следующий этап – формирование к 2015 году Евразийского экономического союза. Мы ясно видим, что интеграция на постсоветском пространстве набрала высокие темпы, а её задачи – становятся всё более амбициозными. Понятно, что и роль межпарламентских контактов будет только возрастать.
Нынешних форматов – уже недостаточно. Они становятся нам «тесны», и мы вплотную подходим к вопросу о создании общего парламентского института государств ЕЭП. Сначала – Межпарламентской ассамблеи, а в перспективе и Евразийского парламента.
Конечно, это – вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Но я уже открыто заявил, что склоняюсь к модели полноценного Евразийского парламента – с законодательными полномочиями и формируемого в ходе прямых выборов.

Свой позитивный вклад в эти процессы могут внести мировые средства массовой информации. Мы ждем объективного освещения евразийской интеграции. Тем более, что в ходе интеграционных процессов качественно ускоряется социально-экономическая модернизация, снимаются искусственные разделительные линии, обеспечиваются равные условия труда и бизнеса.
Однако, нередко в мировых СМИ нашим странам уже заранее отказывают в праве на эффективное экономическое объединение и неоправданно отождествляют евразийское строительство с воссозданием СССР. Между тем, это совершенно не так. Евразийская интеграция - это очередной шаг к равноправному участию наших трех суверенных стран в мировом сообществе. Скажу больше, высокие темпы экономического темпа России, Белоруссии и Казахстана - важный фактор, противодействующий мировому экономическому кризису. В этом плане в успехе Евразийского проекта заинтересованы все страны мира.

Дорогие друзья! Мы, парламентарии, ждём от СМИ внимательного и профессионального освещения нашей работы. В том числе – в плане евразийской интеграции. Надеюсь, что журналисты окажутся в числе наиболее заметных экспертов по вопросам укрепления нашего взаимодействия.
Кто-то сказал, что «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты».
В этой фразе есть лишь доля шутки, так как от СМИ действительно во многом зависит, как будут восприняты любые события и явления  гражданами наших стран, да и в целом – мировым сообществом.
На этом я хотел бы завершить свое выступление. Готов ответить на ваши вопросы.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама