Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Третьяковка заново открывает зрителям знаменитого русского скульптора Марка Антокольского

10 ноября 2011, 3:02 UTC+3
Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура "Христос перед народом" стала подлинным триумфом Антокольского
Поделиться
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 10 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Государственная Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с сокровищами своих запасников. На сей раз в рамках этой общественно-художественной программы организована выставка произведений Марка Матвеевича Антокольского /1843–1902/ – знаменитого русского скульптора второй половины XIX века. Она открывается сегодня в основном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке.

В фондах ГТГ хранится значительное собрание работ Антокольского – всего 26 произведений, из которых лишь 3 демонстрируются в постоянной экспозиции. Нынешняя выставка включила около 20-ти как хрестоматийно известных, так и незнакомых широкому зрителю работ и впервые за много лет дает возможность поэтапно проследить творческий путь мастера, главная заслуга которого заключается в том, что он вывел отечественную скульптуру из-под опеки живописи и придал ей самостоятельную ценность в общем движении к реализму.

Еще будучи вольнослушателем Петербургской Академии художеств, Антокольский в 1862 году познакомился с Крамским и Репиным, вокруг которых группировалась студенческая молодежь. Тогда обсуждался самый животрепещущий художественный вопрос современности: как освободиться от пут академизма и создать новое искусство, отвечающее реалистическому мировоззрению эпохи.

Искренне приняв это направление, Антокольский обратился к теме быта городских низов, чем сразу привлек к себе внимание художественных кругов. Среди работ тех лет - жанровая композиция "Мальчик, крадущий яблоки", созданная в 1866 году, в период обучения в Академии художеств, которая вошла в состав нынешней выставки. Здесь же впервые представлен гипсовый горельеф "Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования ими Пасхи", выполненный в 1868–1870-е годы.

Интерес к русской истории был характерным для культурного общества в то время, и потому неслучайно, что широкая известность и слава пришли к Антокольскому с созданием статуи "Царь Иоанн Грозный" /1870–1871/, за которую он был удостоен звания академика. Император Александр II видел скульптуру еще в глине в мастерской ваятеля и приказал выдать денежное пособие для ее завершения.

1870-е годы – время творческой активности художника, когда были задуманы и частично осуществлены его самые значительные произведения. Однако из-за слабого здоровья Антокольскому было рекомендовано сменить климат, и в 1871 году он переехал в Европу, бывая с тех пор в России лишь наездами. Но поменяв прописку, он не изменил своим идеалам, по-прежнему сохраняя интерес к нравственно-этическим проблемам, занимаясь поиском героев, воплощавших общечеловеческие ценности. Это мученики за веру и убеждения – Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель, Иисус Христос. Скульптора волновали их судьбы, гуманизм их учений и трагическая невозможность достижения цели.

Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура "Христос перед народом" стала подлинным триумфом Антокольского. Он был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона. Новая трактовка образа подразумевала восприятие Христа не столько каноническим богочеловеком, сколько высочайшим нравственно-этическим символом.

Работая над созданием идеальных героев, художник всегда помнил, что в жизни положительное сосуществует с отрицательным, добро со злом, красота с безобразным. В статуе "Мефистофель" /1883/ критика увидела трагический образ самого девятнадцатого века, утратившего веру в добро.

Стоит упомянуть и еще одно произведение. Это - исполненная по заказу Третьякова для его галереи статуя "Христианская мученица. Не от мира сего" /1887/, ставшая в творчестве мастера последней среди образов "мучеников за веру".

И хотя именно крупные формы сделали Антокольского мировой знаменитостью, в его наследии есть и более скромные скульптурные портреты, которые также представлены на выставке. Без них, рассудили устроители экспозиции, ретроспектива мастера была бы неполной.

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама