Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Третьяковка заново открывает зрителям знаменитого русского скульптора Марка Антокольского

10 ноября 2011, 3:02 UTC+3

Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура "Христос перед народом" стала подлинным триумфом Антокольского

Поделиться
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 10 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Государственная Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с сокровищами своих запасников. На сей раз в рамках этой общественно-художественной программы организована выставка произведений Марка Матвеевича Антокольского /1843–1902/ – знаменитого русского скульптора второй половины XIX века. Она открывается сегодня в основном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке.

В фондах ГТГ хранится значительное собрание работ Антокольского – всего 26 произведений, из которых лишь 3 демонстрируются в постоянной экспозиции. Нынешняя выставка включила около 20-ти как хрестоматийно известных, так и незнакомых широкому зрителю работ и впервые за много лет дает возможность поэтапно проследить творческий путь мастера, главная заслуга которого заключается в том, что он вывел отечественную скульптуру из-под опеки живописи и придал ей самостоятельную ценность в общем движении к реализму.

Еще будучи вольнослушателем Петербургской Академии художеств, Антокольский в 1862 году познакомился с Крамским и Репиным, вокруг которых группировалась студенческая молодежь. Тогда обсуждался самый животрепещущий художественный вопрос современности: как освободиться от пут академизма и создать новое искусство, отвечающее реалистическому мировоззрению эпохи.

Искренне приняв это направление, Антокольский обратился к теме быта городских низов, чем сразу привлек к себе внимание художественных кругов. Среди работ тех лет - жанровая композиция "Мальчик, крадущий яблоки", созданная в 1866 году, в период обучения в Академии художеств, которая вошла в состав нынешней выставки. Здесь же впервые представлен гипсовый горельеф "Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования ими Пасхи", выполненный в 1868–1870-е годы.

Интерес к русской истории был характерным для культурного общества в то время, и потому неслучайно, что широкая известность и слава пришли к Антокольскому с созданием статуи "Царь Иоанн Грозный" /1870–1871/, за которую он был удостоен звания академика. Император Александр II видел скульптуру еще в глине в мастерской ваятеля и приказал выдать денежное пособие для ее завершения.

1870-е годы – время творческой активности художника, когда были задуманы и частично осуществлены его самые значительные произведения. Однако из-за слабого здоровья Антокольскому было рекомендовано сменить климат, и в 1871 году он переехал в Европу, бывая с тех пор в России лишь наездами. Но поменяв прописку, он не изменил своим идеалам, по-прежнему сохраняя интерес к нравственно-этическим проблемам, занимаясь поиском героев, воплощавших общечеловеческие ценности. Это мученики за веру и убеждения – Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель, Иисус Христос. Скульптора волновали их судьбы, гуманизм их учений и трагическая невозможность достижения цели.

Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура "Христос перед народом" стала подлинным триумфом Антокольского. Он был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона. Новая трактовка образа подразумевала восприятие Христа не столько каноническим богочеловеком, сколько высочайшим нравственно-этическим символом.

Работая над созданием идеальных героев, художник всегда помнил, что в жизни положительное сосуществует с отрицательным, добро со злом, красота с безобразным. В статуе "Мефистофель" /1883/ критика увидела трагический образ самого девятнадцатого века, утратившего веру в добро.

Стоит упомянуть и еще одно произведение. Это - исполненная по заказу Третьякова для его галереи статуя "Христианская мученица. Не от мира сего" /1887/, ставшая в творчестве мастера последней среди образов "мучеников за веру".

И хотя именно крупные формы сделали Антокольского мировой знаменитостью, в его наследии есть и более скромные скульптурные портреты, которые также представлены на выставке. Без них, рассудили устроители экспозиции, ретроспектива мастера была бы неполной.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама