Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Тысячи людей аплодисментами простились с Петром Фоменко

13 августа 2012, 14:05 UTC+3
Коллеги напишут о нем две книги - одну о режиссере, как о личности, и вторую - о его театре
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 13 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Баринова/. На спектаклях "Мастерской Петра Фоменко" всегда были полные залы. И сегодня театр вновь заполнен до отказа - коллеги и зрители пришли проститься с основателем популярнейшего коллектива, одним из самых известных и уважаемых современных режиссеров Петром Фоменко.

Прощание началось в 09:00 мск, первыми с мастером попрощались его родные, друзья и работники театра, а уже потом начали пускать обычных зрителей. Люди в течение почти четырех часов шли практически нескончаемым потоком, несли цветы, многие не могли сдержать слез. Сейчас публика сидит на ступеньках, стоит в проходах.

Проститься с Фоменко пришли тысячи людей. Здесь можно было увидеть Александра Калягина, Юрия Соломина, Льва Дурова, Веру Васильеву, Сергея Арцибашева, Вадима Абдрашитова, Олега Меньшикова, Дмитрия Бертмана, Аллу Сигалову, Ирину Апексимову и, конечно, всех "фоменок" - учеников и коллег режиссера.

Открыл гражданскую панихиду режиссер Евгений Каменькович, ученик Фоменко, который работает в его "Мастерской". Он напомнил, что Петр Наумович не любил ни дни рождения, ни юбилеи. "Мы договорились встретиться в сентябре, чтобы обсудить планы на будущее, и вот нам пришлось собираться сейчас", - сказал режиссер. Он перечислил названия всех 65 спектаклей, который поставил за свою жизнь Фоменко, и зал устроил овацию.

"Мы сегодня прощаемся с мастером, мы скорбим, - признался заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин. - Петр Наумович практически никогда не бывал у нас, он не участвовал в рабочих группах, которые мы, чиновники, горазды плодить. Это и хорошо, он полностью был погружён в творчество". По словам Бусыгина, если бы Михаил Булгаков не создал в романе "Мастер и Маргарита" образ Мастера, то его можно было бы придумать сейчас, взяв за основу характер Фоменко.

"Его величайшее предназначение заключалось в том, что он был учителем, его ученики разбрелись по всему земному шару, - рассказала Людмила Максакова. - Он был совестью нации, он никогда не изменял своим принципам. Петр Наумович, вы всегда писали мне записочки, и в них всегда была одна фраза: "Прости меня за все, в чем был и не был...". Простите нас, Петр Наумович, и спасибо вам за все - за ваш талант, за вашу любовь, за то, что вы отдали нам все свое здоровье и свою жизнь. Спасибо!"

"Как вовремя он прожил свою жизнь, то, что он сделал, несравненно, - считает Сергей Юрский. - Он стал выдающимся явлением двух веков, он успел, он свершил. Когда начал рушиться репертуарный театр, он его создал в полном объеме. Когда в театре исчез ансамбль, он создал театр, который стал воплощением ансамбля, единства и стиля".

В свою очередь глава департамента культуры Москвы Сергей Капков убежден, что со смертью Фоменко "уходит эпоха". Чиновник выразил мнение, что каждый, кто приходил в этот театр, может считать себя учеником Петра Фоменко. "А хорошие мы ученики или нет - покажет время", - заметил Капков.

Соавтор и однокурсник Петра Фоменко, поэт и музыкант Юлий Ким сообщил, что узнал о смерти своего друга, когда вместе с Сергеем Никитиным ехал на бардовский фестиваль. "Конечно, мы тут же развернулись на 180 градусов, - сказал он. - И хотя прошло пять дней, я по-прежнему чувствую себя инвалидом, у которого внезапно пропали костыли". По словам Кима, Фоменко до конца своих дней производил идеи. Режиссер мечтал поставить спектакль "Наше все" про Александра Пушкина. Суть постановки, рассказал бард, заключалась в том, что медный поэт стоит на своем постаменте, и к нему по очереди подходят Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Анна Ахматова, которые читают посвященные Пушкину стихи.

Что же касается того, как увековечить память самого Фоменко, то, по мнению Кима, его друзьям нужно будет составить две книги - одну о режиссере, как о личности, и вторую - о его театре, "который не менее значим, чем театр Мейерхольда". Коллеги поддержали эту идею.

После практически каждой речи выступающих звучали аплодисменты. "В этом зале люди так привыкли аплодировать, что они аплодируют даже на панихиде", - пояснила такое странное проявление зрительских эмоций режиссер Генриетта Яновская. "Сегодня можно сказать - у Фоменко снова аншлаг", - продолжил ее мысль мультипликтор Юрий Норштейн.

"Я не могу себе простить, что, когда два месяца назад мне звонил Петр Наумович и звал на новый спектакль "Театральный роман", я не пришел, - продолжил он. - И теперь понимаю: когда тебя приглашают, надо сразу бежать". По словам аниматора, со смертью Фоменко образовалась дыра, которая никогда не затянется. Однако Норштейн выразил надежду, что со временем появится человек, который сможет продолжить дело режиссера.

Разумеется, в такой день, когда весь театр был погружен в траур, никто не думал о том, кто станет преемником Фоменко на посту главы коллектива. "Мы сговорились так, что сначала проводим Петра Наумовича, отметим 9 и 40 дней, а потом будем думать, что делать с театром, - рассказал Каменькович журналистам. - Сезон уже спланирован, у Фоменко было такое свойство - он всегда накидывал план лет на 150 вперед".

"Пока мы вопрос о преемнике никак не комментируем, - сказала ИТАР-ТАСС заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменева. - Думаю, когда закончатся летние отпуска, мы встретимся с труппой и все решим". При этом заместитель главы департамента отказалась назвать конкретные сроки. Известно лишь, что новый сезон "Мастерская Петра Фоменко" начнет 3 сентября впервые без своего "Фомы". Именно так режиссера называли его коллеги.

Завершилась траурная церемония очень пронзительно. На экране возникли кадры, запечатлевшие Петра Наумовича незадолго до смерти, он читал монолог Владимира Маяковского. Все участники его труппы сели на сцену лицом к экрану, спиной к зрителям и внимательно слушали своего мастера. Когда он закончил свою речь, публика разразилась 10-минутной овацией. После чего гроб вынесли на улицу, где его также встречали аплодисментами.

После гражданской панихиды состоится отпевание, куда будут пускать только самых близких, и похороны на Ваганьковском кладбище.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама