Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

В Третьяковской галерее отмечают юбилей Михаила Нестерова

30 мая 2013, 16:16 UTC+3
На масштабной выставке ко дню рождения живописца представлены картины из 24 музеев и частных коллекций
Материал из 1 страницы
Поделиться
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'HH:mm:ss') || '03:18'}}
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'mm:ss') || '03:18'}}
{{qualityItem | uppercase}}
HD .mp4 Высокое качество
SD .mp4 Среднее качество
AU .mp3 (3.04 MB) Аудио дорожка

Хотя юбилей Михаила Нестерова отмечался в прошлом году, столь масштабная выставка добралась до Москвы только сейчас. Охвачены все периоды жизни и творчества живописца. Начиная с документов о рождении в 1862 году. Первые пробы кисти. Выполненные еще несмелой рукой портреты родных и друзей. Ученик Перова и Саврасова, он быстро увлекся историей. Сначала историей светской. Но все больше уходит в Древнюю Русь, где, уже в молодости, начал искать корни русского самосознания.

Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:

- Он сам приходит к какому-то новому содержанию, новому образу реального мира. Отсюда появляется вот эта первая его картина, которая открывает нового Нестерова. Стремящегося определить связи прошлого и настоящего – «Пустынник», приобретена Третьяковым. Затем «Видение отроку Варфоломею». Это опять – обращение к образу одного из самых светлых святых в русской истории, это Сергий Радонежский.

После грандиозного успеха и признания на родине, Нестеров впервые выезжает в Европу, искусство и культура которой оказывают  на него сильнейшее влияние. По возвращении начинается многолетний период работы по росписи храмов – в Киеве, Грузии и московской Марфо-Мариинской обители. В первопрестольной он сближается с виднейшими представителями интеллигенции. Это немедленно отражается в его творчестве. Нестеров пишет портрет Толстого, «Мыслитель» - Ивана Ильина, знаменитых собеседников -  Сергея Булгакова и Павла Флоренского.

Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:

- Они были его единомышленники. Он не был сам философ, у нет таких трудов. Но философия его живо интересовала. И эти личности его интересовали. И они знали Нестерова, интересовались им. Всячески поддерживали его поиски Святой Руси.

Свою Русь Нестеров нашел во встрече прошлого с настоящим. На его поздних, уже послереволюционных работах Гоголь и Достоевский у креста Спасителя вместе с пустынниками времен Андрея Рублева. И вся история России в лицах на эпическом полотне, которое он назвал «На Руси. Душа народа». 

Лидия Иовлева, заместитель директора по научной работе ГТГ:              

- В этой толпе патриархи и цари, которых давно нет, они не конкретны. Тут и Достоевский и Толстой, тут и Владимир Соловьев, и раненые и сестры милосердия, и кликуши и юродивый, главное – мальчик, как у Достоевского помните, слеза ребенка, все прощает. Тут тоже мальчик, который воплощает душевную чистоту, он ведет толпу.

Тот же мальчик-пастух, который встретил под дубом святого. Круг замкнулся. В старости Нестеров любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Выставка к юбилею живописца в Третьяковской галерее продлится до 18 августа.

Илья Луданов, Иван Чистяков

(Москва) 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама