Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Советскую музыкальную эпоху 20-х годов воссоздали в Московском театре "Школа драматического искусства"

15 ноября 2012, 6:08 UTC+3
Прозвучат редкие и никогда не исполнявшиеся музыкальные произведения и шумовые композиции начала XX века
Материал из 1 страницы
Петр Айду. Фото ИТАР-ТАСС

Петр Айду. Фото ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 15 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. Советскую музыкальную эпоху 20-х годов воссоздали в Московском театре "Школа драматического искусства". Сегодня здесь состоится премьера уникального перфоманса, участники которого реконструируют атмосферу утопического авангарда, великих фантазий и творческих идей того времени. Прозвучат редкие и никогда не исполнявшиеся музыкальные произведения и шумовые композиции начала XX века. За основу концерта взяты партитуры, тексты, архивы 1920–30-х годов. Об этом ИТАР-ТАСС рассказал автор проекта композитор Петр Айду.

Приоткрывая программу вечера, он без ложной скромности сообщил, что меломанов ждет немало потрясающих открытий. К примеру, они услышат увертюру к опере Моцарта "Волшебная флейта" в пролетарской трактовке, а также в свое время не состоявшийся, но планируемый Пролеткультом в 1923 году оркестр металлургов. Сюрпризом обещает стать классическая музыка, исполненная на терменвоксе - первом электронном инструменте. Выступит и аутентичный шумовой оркестр образца 1920-х годов. Но, без сомнения, "гвоздем" программы будет "Интернационал", который сыграют на самодельном органе, построенном архитектором Файном из фруктовых ящиков, винных пробок, линеек, мундштуков от пионерских горнов и других подручных материалов.

И это лишь часть номеров концерта, получившего сложное название: "Реконструкция утопии. Москва 1922 - предчувствие нового звука". Но для автора проекта Петра Айду в нем все ясно и просто.

"Когда я учился на композиторском факультете в консерватории, меня все время мучил вопрос: на что можно опираться в своей деятельности? - говорит он. - В советском, сталинском и постсталинском воспитании были вычеркнуты эти страницы - 20-30-е годы, вторая волна авангарда - и образовалась брешь. В результате авангардная музыка 60-70-х годов в России вся опиралась на западные корни, американские. Приходилось ориентироваться на чужие, не совсем понятные традиции. Было ощущение, что на Прокофьеве, Скрябине, Шостаковиче и Рахманинове все закончилось. Мне захотелось докопаться до истоков. Я взялся за это с азартом исследователя. Знаете, найти статью про шумовой оркестр 20-х годов - почти такое же удовольствие, как раскопать какую-нибудь глиняную табличку, сделанную до нашей эры. Конечно, вряд ли достаточно кустарные шумовые оркестры сами по себе могли создать что-то по-настоящему интересное, но если бы их не задавили, то, возможно, у нас появился бы собственный, русский Кейдж".

Стоит пояснить, что в данном случае речь идет о Джоне Кейдже /1912-1992/, американском композиторе, чья музыка включала в себя элементы "шума" и "тишины", использовала естественные, "найденные" звучания, а также электронику и алеаторику. Плоды этих опытов не всегда можно отнести к разряду художественных произведений, но это как раз и согласуется с идеей Кейджа, утверждавшего, что подобный опыт "вводит нас в самую суть той жизни, которую мы проживаем".

Что же касается концерта "Реконструкция утопии", то его повторят на "бис" в пятницу, 16 ноября. В нем заняты музыканты Национального симфонического оркестра, барочного оркестра "Пратум интегро", "SounDrama", ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, преподаватели Московской консерватории, МГУ им. Ломоносова и артисты театра "Школа драматического искусства".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама