Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Дмитрий Голованов: у банков есть инструменты для развития и поддержки сектора МСП

30 марта, 12:00 UTC+3

Председатель правления АО "МСП Банк" рассказал ТАСС об отношении к льготным кредитам для малого бизнеса и работе в "невыгодных" регионах

Поделиться
Материал из 1 страницы
Дмитрий Голованов

Дмитрий Голованов

© Пресс-служба АО "МСП Банк"

— В этом году правительство РФ пошло на беспрецедентный шаг, понизив до 6,5% ставки по льготным кредитам для малого бизнеса. Ранее минимальные ставки по программе "6,5%" составляли 9,6–10,6% годовых. На банки с какой ликвидностью теперь рассчитана программа?

— Конечно, предыдущая программа стимулирования, иногда именуемая "6,5%", отличается от новой программы не только ставками для малого и среднего бизнеса, но и взаимодействием с банками-участниками. Раньше в программе участвовал Центробанк, предоставляя банкам долгосрочные ресурсы под комфортную процентную ставку в 6,5%. Новую программу реализует Минэкономразвития РФ совместно с Корпорацией МСП (малое и среднее предпринимательство — прим. ТАСС). Ее специфика — субсидирование процентной ставки. Соответственно, программа рассчитана на банки, у которых все в порядке со среднесрочной и долгосрочной ликвидностью. Программа появилась очень своевременно, она позволит предпринимателям в тех отраслях, которые обладают значительным потенциалом роста, получить доступ к дешевым ресурсам. 

Как изменится взаимодействие с банками-участниками в новой программе?

— Раньше банки по программе стимулирования кредитования субъектов МСП выступали заемщиками, получая ресурсы у ЦБ. Сейчас же они кредитуют малый и средний бизнес (МСБ), привлекая средства с рынка, и получают из федерального бюджета субсидирование процентной ставки в размере 3,1–3,5%. Это сделано для того, чтобы предприниматели могли получать кредиты по конечной ставке не выше 6,5% годовых.

— Снижены ли риски при отборе банков?

— Да, риски уменьшились, поскольку банки теперь только кредиторы, а не заемщики. Это дает возможность существенно расширить количество банков-участников, в том числе включить в эту программу больше региональных банков и — в будущем — банки с базовой лицензией.

— Сколько ваш банк выбрал лимитных средств на субсидирование в рамках новой программы?

— Мы вошли в первую группу отобранных банков, и на 2018 год наш лимит по субсидиям — 28,9 млн рублей. Это позволит банку выдать предпринимателям льготные кредиты на сумму порядка 1,5 млрд рублей. На данный момент в нашем банке уже заключены кредитные договоры с субъектами МСП на общую сумму более 500 млн рублей. Напомню, что в рамках новой программы на инвестиционные цели можно получить от 3 млн до 1 млрд рублей сроком на три года и для пополнения оборотных средств можно получить от 3 млн до 100 млн рублей с аналогичным сроком.

— На ваш взгляд, надо ли в дальнейшем снижать ставки по льготным кредитам для сектора МСБ и делать их ниже 6,5%?

— При условии низких темпов инфляции и создания стабильности на финансовом рынке процентная ставка должна определяться рынком. Но важно отметить, что для решения задач прорывного развития национальной экономики такой инструмент, как субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым субъектам МСП, является одним из наиболее эффективных. Думаю, что субсидирование ставки станет действенным инструментом для увеличения доли МСП в ВВП нашей страны, поэтому объемы субсидий необходимо наращивать. С помощью такого механизма государство имеет возможность, с одной стороны, довести до компаний отраслевые и технологические приоритеты развития экономики, а с другой стороны — выстроить эффективную систему мобилизации ресурсов и финансовой поддержки субъектов МСП, сфокусированную на ускоренном развитии по ключевым направлениям. Но использовать его нужно умело.

— Думаете, что это может иметь и обратный эффект?

— Это сложный вопрос. Для достижения максимальной эффективности такого инструмента, как субсидирование процентной ставки по кредитам МСП, его применение должно быть сфокусировано на конкретных целевых нишах, которые имеют потенциал стать "локомотивами" прорывного развития МСП (такими нишами для МСП могут быть, например, высокотехнологичная отрасль, развитие сельхозкооперативов, участие МСП в закупках, экспортной деятельности и других приоритетных направлениях).

При этом необходимо учитывать, что механизм субсидирования процентной ставки не может быть программой для всех и на постоянной основе, так как, по сути, имеет цель мобилизовать в определенный момент времени ресурсы и сформировать предпосылки для ускоренного развития компаний по приоритетным направлениям, создав для них дополнительные конкурентные преимущества в части доступности и стоимости ресурсов.

— Государство в последние два года запустило множество программ финансирования и господдержки малого бизнеса. Кроме того, подтянулись и некоторые коммерческие компании, которые создают бесплатные образовательные проекты для предпринимателей. Считаете ли вы, что банки, помимо кредитного плеча, могут играть и социальную роль для сектора МСБ?

— Выскажу свое личное мнение: на мой взгляд, социальная ответственность в данном контексте — это скорее индивидуальные решения акционеров того или иного вида бизнеса, а не условия, при которых этот бизнес должен развиваться. Все-таки задача любого бизнеса — это извлечение прибыли в рамках того законодательства, которое в стране предусмотрено. Поэтому предприниматель делает все, чтобы бизнес становился более выгодным, более маржинальным. Банки, конкурируя между собой, пытаются создать максимально удобные условия для своего клиента. Возможно ли это назвать социальной поддержкой бизнеса? Вопрос философский.

— Касаемо вашего банка, чем-то приходится жертвовать, чтобы предпринимателям в "невыгодных" регионах были доступны льготные кредиты?

— Жертвовать — это слишком громкое слово. Но, например, мы достаточно активно развернули наши удаленные рабочие места на Дальнем Востоке. Там необходимо активизировать работу с клиентами, которые соответствовали бы нашему аппетиту к риску, правда, не всегда качество заемщиков, которые к нам обращаются, соответствует лучшим практикам в банковской сфере. Но при этом есть задача развивать кредитно-гарантийную поддержку на Дальнем Востоке. Поэтому банк открывает там удаленные рабочие места, приближаясь к местному предпринимательскому сообществу, ускоряет процессы принятия кредитных решений, хотя это не всегда является очень выгодным с точки зрения дохода по сравнению с другими регионами. Банк работает по программам в моногородах, по программам, связанным с сельхозкооперацией, с отдельными категориями предпринимателей, как, например, женщины-предприниматели. Банк старается разработать такие кредитные продукты, которые несут в себе минимальную маржинальность, достаточную для того, чтобы покрывать свои прямые расходы.

— А что же тогда прибыль?

— Конечно, у нас, как и у любого другого банка, есть прибыль, но мы работаем на минимальном уровне маржинальности. И при этом наша задача — использовать получаемую прибыль для субсидирования кредитных программ, которые максимально могут быть полезны предпринимателям.

Предлагая субъектам МСП возможность получить кредитно-гарантийную поддержку, мы не вступаем в конкуренцию за комплексное банковское обслуживание клиентов с региональными и небольшими коммерческими банками, а скорее, наоборот, предлагаем им сотрудничество — стать нашими агентами по продаже кредитных и гарантийных продуктов банка и расширить свои возможности по работе со своими клиентами в сегменте МСП.

— А что стало основой для создания отдельной кредитной программы для женщин-предпринимателей? Мало кто из банков делает такие программы.

— Во-первых, был такой запрос на рынке. И здесь, в общем-то, вопрос не столько социальной направленности этой программы. Статистика говорит, что  женщины-предприниматели показывают в своей деятельности более ярко выраженные элементы скрупулезного расчета, ответственного ведения бизнеса, низкой криминализации.

— С женщинами-заемщиками более комфортно работать?

— Комфортно с точки зрения того, что там больше открытости и больше попыток достичь результат своими собственными силами. Кроме того, мы, видя, как работает этот сегмент рынка, понимаем, что возвратность может быть лучше, и, соответственно, аппетит к риску может быть повышен.

— Вы говорили об удаленных рабочих местах, а как вы работаете с региональными банками? Есть ли элемент конкуренции?

— Мы стараемся не конкурировать с региональными банками, а, наоборот, сотрудничать с ними. Сейчас наша стратегия выстроена таким образом, что все те банки, которые хотят работать с нами вместе не по двухуровневой системе, как было раньше, когда мы кредитовали коммерческие банки, выступают в качестве наших агентов. Так они автоматически получают доступ ко всем тем возможностям, которые есть у МСП Банка. На данный момент по такой схеме мы работаем с большим количеством региональных банков, сейчас их больше 30. Более того, мы планируем и дальше увеличивать число партнеров. Банки предлагают своему клиенту помимо своих продуктов и наши кредитные продукты, от нашего имени и по нашему поручению. По сути, кредит выдаем мы, но оформляет его региональный коммерческий банк. Это дает нашим агентам возможность пользоваться, например, льготными кредитами Минсельхоза, Минэкономразвития, которых  у них нет, но спрос на них у региональных клиентов есть.

— Региональные банки не боялись, что вы уведете их клиентов?

— С начала активной работы МСП Банка по прямому кредитованию не сразу было полное понимание, конечно. Было опасение банков, что их клиенты перейдут к нам, что мы начнем экспансию, открывая свои филиалы в регионах их присутствия. Но по мере работы с нами они поняли, что у нас есть только одна задача — это поддержка МСБ. Мы, являясь банком поддержки малого и среднего предпринимательства, нацелены на то, чтобы как можно большее число предпринимателей в России получили кредиты и гарантии для развития бизнеса.

— А планируете ли запустить онлайн-кредиты на электронном портале по поддержке предпринимательства "Бизнес-навигатор МСП"?

— Сейчас идет тестовая эксплуатация новой CRM-системы банка АИС НГС, которая позволит с помощью электронной подписи подать заявку на кредит МСП Банка и направить документы, не выходя из дома или офиса. И кредиты по ней уже выдаются, но пока система настраивается. У пользователей портала "Бизнес-навигатор МСП" будет возможность перейти в систему АИС НГС сразу с портала и загрузить как один из документов при подаче заявки разработанный бизнес-план. Уже идет отладка этого процесса.

— На ваш взгляд, почему мы отстаем от среднеевропейских показателей по доле МСБ в ВВП? В Европе доля малого бизнеса не менее 40%, а у нас 20%.

— Могу сказать, что в РФ опыт предпринимательства существует не так давно, какие-то последние 25 лет, а в Европе он развивался столетиями. Не забывайте, ведь в истории России был период, когда бизнесом люди долгое время не занимались. Кроме того, есть некий эффект приращения, то есть у нас была нулевая база, а на Западе база была уже прилично сформирована. При этом, я уверен, в ближайшие годы, в том числе и с помощью программ субсидирования процентной ставки для малых и средних компаний, мы сможем нарастить долю МСП в российском ВВП и, таким образом, догнать и в отдельных случаях обогнать ряд европейских стран.

— Есть ли зарубежная страна, которая вам нравится по условиям поддержки малого бизнеса?

— Я патриот в этом смысле. Никогда не буду сравнивать Россию с какой-то другой страной. При разработке своих продуктов и подходов к ведению работы по кредитованию МСП мы изучили и исследовали большинство существующих за рубежом практик, выбрали все лучшее и применимое у нас. Считаю, что все те возможности, которые нам даны, мы должны использовать именно здесь. Конечно, у России свой путь развития и банковской системы, и сектора МСБ. Но мы на правильном пути, и все у нас будет не только не хуже, а даже лучше, чем в странах, где есть самые лучшие практики. И наши кредитные подходы будут по отношению к ним конкурентоспособны.

Беседовала Юлия Ермилова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!