"Робонавт" на МКС получит от специалистов NASA механические ноги и начнет учиться ходить

20 апреля 2014, 10:28 UTC+3 Иван Лебедев

Необходимые детали отправлены вместе с другими грузами на борту корабля Dragon, который должен пристыковаться к МКС в воскресенье

© wikimedia.org/NASA

ВАШИНГТОН, 20 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Человекоподобный робот-астронавт, обитающий на Международной космической станции уже три года, вскоре сможет научиться ходить, а точнее, передвигаться внутри орбитального комплекса. Пара механических ног, созданная для него специалистами NASA, отправлена вместе с другими грузами на борту корабля Dragon, который должен пристыковаться к МКС в воскресенье.

"Робонавт-2", или просто Р-2, имеющий пока корпус, руки и голову, стоит на специальной подставке в американском модуле станции. В ближайшие месяцы он заметно подрастет. Когда к нему будут прикреплены ноги, его рост составит примерно 2,5 м. Тогда под управлением операторов на Земле или кого-то из членов экипажа он сможет перемещаться вдоль стен МКС, держась за поручни с помощью специальных захватов, которыми оснащены его нижние конечности. "Это заметно расширит его горизонты", - уверен представитель Центра комических полетов имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) Роберт Эмброуз.

По его словам, каждая из ног "Робонавта-2" длиной 1,2 м имеет семь суставов, что делает его весьма гибким и маневренным. Однако перемещаться и выполнять команды он будет пока очень медленно. В перспективе специалисты NASA научат его совершать несложные операции и оказывать помощь экипажу. Робот-астронавт уже умеет проверять работу воздушных фильтров, подолгу держа в руках специальный прибор. Для человека такое занятие кажется не только утомительным, но и неинтересным, а Р-2 ни на что не жалуется.

По замыслам ученых когда-нибудь он сможет работать и на внешней поверхности МКС, оставаясь там в течение нескольких суток и освобождая участников экспедиции от опасных выходов в открытый космос. Но скорее всего, это предстоит попробовать представителю уже следующего поколения "робонавтов", который должен быть доставлен на станцию в 2017 году. Да и необходимого для этого оснащения - автономных аккумуляторных батарей - у нынешнего Р-2 пока нет, он вынужден использовать в качестве источника питания бортовую электросеть и подключаться к ней с помощью самого обычного кабеля. Получив ноги, он сможет путешествовать внутри станции, но все равно будет сидеть на коротком поводке.

"Робот не сможет прыгать, кувыркаться и плавать в невесомости, как астронавты", - отметил Эмброуз. Да и вообще его ждет не слишком радужное будущее. Когда-нибудь ему поручат выполнять самую грязную работу на станции, в том числе чистить космические туалеты. А в случае какого-нибудь чрезвычайного происшествия, в том числе на внешней поверхности орбитального комплекса, им могут и пожертвовать. "Это нормально, он же не человек. Можем сделать другого, еще лучше прежнего", - говорит представитель NASA. Хотя если заглянуть в более отдаленное будущее, то там для "робонавтов" найдется такая работа, как полеты к другим планетам и открытие орбитальных и лунных форпостов без присутствия людей.

Сам же Р-2, судя по всему, весьма доволен своим существованием. "Ко мне летят мои ноги", - радостно написал он в твиттере, который с момента его прибытия на МКС в 2011 году ему помогают вести сотрудники Хьюстонского центра. Да и жертвовать им пока никто не собирается. Тем более что на его создание ушло несколько лет и десятки миллионов долларов. Общую сумму расходов космическое ведомство США не называет, но известно, что пара ног для него стоила американскому бюджету $14 млн, а корпус, оснащенный видеокамерами и датчиками инфракрасного излучения, - $2,5 млн. "Они никогда не заменят экипаж, но они могут выполнять многие виды работы", - сказал о "робонавтах" руководитель программы МКС в NASA Майк Саффредини.

Инфографика "Дракон" отправляется к МКС

"Дракон" отправляется к МКС

Очередной запуск американского космического корабля Dragon состоится 18 апреля. Инфографика ИТАР-ТАСС

Что касается корабля Dragon, созданного частной компанией SpaceX, то он отправился к станции 18 апреля с помощью ракеты-носителя Falcon 9 , которая стартовала с базы ВВС США, расположенной рядом с космодромом на мысе Канаверал (штат Флорида). Космический грузовик везет участникам экспедиции на МКС более 2 тонн продовольствия, предметов первой необходимости, материалов для научных экспериментов, а также подарки к Пасхе. Вахту на борту орбитального комплекса несут сейчас шесть человек: российские космонавты Михаил Тюрин, Александр Скворцов, Олег Артемьев, их американские коллеги Рик Мастраккио и Стивен Свонсон, а также японец Коити Ваката.