Шведские медики выяснили возможную причину более высокой смертности у мужчин

30 апреля 2014, 12:21 UTC+3 В рубрику "Медицина" < Ирина Дергачева

По мнению ученых, это может быть вызвано наступающей с возрастом утратой Y-хромосомы в лейкоцитах

© ИТАР-ТАСС/Александра Мудрац

СТОКГОЛЬМ, 30 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ирина Дергачева/. Мужчины живут меньше, чем женщины, и имеют более высокую предрасположенность к заболеванию раком. Шведские ученые нашли объяснение этому факту.

Изучив данные свыше 1,6 тыс. пожилых людей в возрасте от 70 до 84 лет, группа исследователей Упсальского университета определила, что причиной более высокой смертности мужчин может быть наступающая с возрастом утрата Y-хромосомы в белых кровяных тельцах - лейкоцитах.

"Те мужчины, у которых была обнаружена утрата Y-хромосомы в кровяных тельцах, после взятия проб жили в среднем 5,5 лет, в то время как те, у кого утраты хромосомы не наблюдалось, жили в среднем еще 11 лет", - рассказал в интервью телеканалу СВТ один из авторов исследования Ларс Фошберг.

По его словам, это относится к смертным случаям от всех причин, однако ученые отмечают наличие особой взаимосвязи между отсутствием Y-хромосомы и смертью от рака.

"Потеря Y-хромосомы является обычной мутацией опухолевых клеток. То, что мы исследуем здоровые кровяные клетки, вызывающие рак в других органах, означает, что речь идет об иммунитете", - подчеркивает руководитель проекта Ян Думански.

По имеющимся данным, у примерно 20% мужчин в 70-летнем возрасте наблюдается снижение в кровяных тельцах количества Y-хромосом. Известно, что процесс этот начинается после того, как человеку исполняется 60, однако его причины с последствиями изучены еще недостаточно глубоко. Это исследование - только начало большой работы.

"В крови присутствует много разных иммунных клеток, и мы хотим отсортировать их по типам, подверженным утратам хромосом. Потом мы выясним, что происходит в организме у женщин. Х- и Y-хромосомы имеют целый ряд сходств, и мы хотим узнать, дадут ли они нам ответ на вопрос, почему мужчины живут меньше женщин и больше подвержены раковым заболеваниям", - рассказывает Ларс Фошберг.

Ученые полагают, что результаты их исследования позволят диагностировать рак на более ранней стадии и помогут восстанавливать природный иммунитет организма.

"Мы надеемся, что в пределах от 5 до 15 лет появится тест для мужчин, позволяющий выявить утрату Y -хромосомы в клетках крови и повышенную опасность заболевания раком", - отмечает Ларс Фошберг.

Результаты работы шведских ученых будут опубликованы в научном журнале Nature Genetics.