Ученые в США впервые создали живой организм с ДНК, имеющей три пары оснований, а не две

8 мая 2014, 5:09 UTC+3 ВАШИНГТОН Андрей Шитов

"Биология расширенной ДНК будет применяться в области новых лекарств и новых видов нанотехнологий", - заявил один из исследователей

© EPA / CHRISTIAN ESCOBAR MORA

ВАШИНГТОН, 8 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов/. Ученые в США впервые создали живой и способный к самовоспроизводству организм с ДНК, имеющей три пары оснований вместо двух. Согласно публикации в среду в журнале Nature, к этому успеху исследовательская группа из калифорнийского исследовательского института им. Скриппса под руководством Флойда Ромсберга шла более 15 лет.

Биология расширенной ДНК

"Жизнь на Земле во всем своем разнообразии кодируется всего двумя парами оснований ДНК: А-Т и Г-Ц", - пояснил Ромсберг, имея в виду азотистые основания аденина и тимина, а также гуанина и цитозина. "А мы создали организм, который стабильно содержит эти две пары, а также третью, неестественную пару оснований", - подчеркнул он.

По словам Ромсберга, "это показывает, что в хранении (генетической) информации возможны и иные решения" помимо традиционной ДНК, которая до сих пор считалась незыблемым основанием всей земной жизни - от простейших организмов до человека. "Конечно, это приближает нас к биологии расширенной ДНК, у которой будет множество поразительных применений - от новых лекарств до новых видов нанотехнологии", - заявил ученый.

Как проводились исследования

Исследования велись на ДНК кишечной палочки. К двум названным выше парам оснований ДНК ученые добавили еще одну, искусственно синтезированную. Сами они ее условно обозначили латинскими буквами Х и Y. На поиски этих оснований, способных сочетаться лишь друг с другом, ушла значительная часть работы.

В конечном счете была достигнута и основная цель: создание организма, способного самовоспроизводиться вместе со своей полуискусственной ДНК, пока исследователи снабжают его необходимым молекулярным материалом. Этот прорывной результат сразу привлек к себе огромный интерес местных СМИ.