В столице Норвегии приветствуют выдающегося российского ученого. Престижная Абелевская премия вручена математику Якову Синаю. Лауреата награждал принц Хокон Магнус. Синай получил из рук наследника престола стеклянную табличку с профилем математика Нильса Абеля и чек на 6 млн норвежских крон (около миллиона долларов). Из-за высокого статуса этой награды ее часто называют «Нобелевской премией по математике». В течение многих лет Синай работал над исследованиями динамических систем и теории вероятностей.
Яков Синай, старший научный сотрудник Института теоретической физики имени Льва Ландау РАН, профессор Принстонского университета в США согласился дать эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС.
– Яков Григорьевич, как начинался ваш научный путь. Вы полюбили математику в школе или тогда у вас были другие увлечения?
– У меня, конечно, были другие увлечения, в частности, волейбол и другие виды спорта. Я участвовал в математических олимпиадах без всякого успеха, то есть я ни разу не получил ни одной премии. Тем не менее, под влиянием своего брата (Г.И.Баренблатт – сводный брат Я.Г.Синая) я решил идти на мехмат. После того, как я написал работу про энтропию, мой научный руководитель (Андрей Николаевич) Колмогоров сказал мне: "Наконец-то вы можете конкурировать с моими остальными аспирантами". Я считаю, что это начало момента, когда я осознал себя математиком.
– Какие чувства вы испытали, когда в пять утра голос на той стороне провода сказал вам, что вы стали лауреатом Абелевской премии?
– Вы поставьте себя на мое место и представьте себе свои чувства. Вот это будет то же самое (улыбается).
– Как вы строите свою работу?
– Проще всего ответить на ваш вопрос так. Возьмем кроссворд. Представьте себе, что утром вы получили этот кроссворд и должны там заполнить все клеточки, написать слова. Но потом вы идете на работу и будете думать все время про этот кроссворд.
– Скажите, а сколько времени у вас уходит на работу над какой-то одной проблемой или одной теоремой?
– Это процесс сложный. Как правило, он берет несколько лет, особенно если задача хорошая.
– Насколько хорошо вы знакомы с работами норвежского математика Нильса Хенрика Абеля, именем которого названа эта премия?
– Абель, конечно, стоит в ряду самых крупных математиков конца XVIII века - начала XIX века. Есть понятия, которые просто носят его имя, например: Абелевы группы, теоремы Абеля, Абелевы интегралы, асимптотика Абеля. Без них просто невозможно себе представить современную математику, и я конечно их тоже использовал много раз.
– Можете сказать, над какими проблемами вы работаете сейчас, какие проблемы находятся в сфере ваших научных интересов?
– Сейчас меня очень сильно интересует проблема возникновения особенностей в решениях уравнений гидродинамики. Конечно, там результаты – в этом направлении – могут иметь очень большое значение. Например, класс решений, которые мы с этой точки зрения исследуем, тесно связан с решениями типа "торнадо". И конечно изучение этих решений может иметь очень большое значение.
Беседовал Юрий Михайленко (ИТАР-ТАСС)