Швейцарские ученые объявили об обнаружении твердой планеты, которая в 17 раз тяжелее Земли

2 июня 2014, 20:35 UTC+3 ЖЕНЕВА Илья Дмитрячев

Существование каменистых планет столь огромного размера считалось невозможным

Астрономический спутник NASA Kepler

© AP Photo/NASA, File

ЖЕНЕВА, 2 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев/. Твердую планету нового типа, масса которой в 17 раз превышает массу Земли, удалось обнаружить группе ученых под руководством специалистов Женевского университета. Как сообщили ИТАР-ТАСС в швейцарском вузе, речь идет об экзопланете (обращающейся вокруг своей звезды за пределами Солнечной системы) с названием Кеплер-10с, обнаруженной при помощи астрономического спутника NASA Kepler.

В Женевском университете пояснили, что необычность этой планеты, удаленной от Земли на расстояние 560 световых лет, заключается в том, что теоретические модели не предусматривают существования каменистых планет столь огромного размера. Это считалось невозможным, потому что сильное гравитационное притяжение подобных гигантов привлекало бы не только твердые материалы, но и прежде всего изобилующие во Вселенной водород и гелий. Соответственно, это делало бы структуру этой планеты не твердой, а скорее похожей на ту, которой обладает газовый гигант Юпитер.

"Существование таких планет открывает новые горизонты в исследовании того, как развивалась жизнь во Вселенной", - рассказал соавтор исследования и ученый Женевского университета Стефан Удри.

Изначально ученые установили, что диаметр Кеплера-10с, расположенного в направлении созвездия Дракона и совершающего обращение вокруг оси своей звезды за 45 дней, составляет 29 тыс. км, что в 2,3 раза превышает диаметр Земли. Они полагали, что речь идет о мини-Нептуне с атмосферой из водорода и гелия. Однако измерения, совершенные учеными в рамках проекта HARPS-Nord при помощи телескопа, установленного на острове Пальма на Канарских островах, показали, что вес планеты намного больше, а Кеплер-10с - твердая планета, состоящая преимущественно из скал и других твердых материалов.

"Если при формировании Кеплера-10с существовала атмосфера, она должна была сохраниться, потому что планета обладает достаточной массой для того, чтобы не дать ей исчезнуть", - пояснил главный автор открытия, астроном Ксавье Дюмюск из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

Ранее рядом с Кеплером-10с была обнаружена планета Кеплер-10б, но, находясь слишком близко к звезде и обращаясь вокруг нее за 20 часов, она состоит из жидкого железа.

Возраст Вселенной Кеплер-10, в которой расположена описываемая планета, составляет около 11 млрд лет, то есть она появилась спустя менее чем 3 млрд лет после Большого взрыва, теоретически давшего толчок к развитию нашей Вселенной. По словам ученых, пример Кеплера-10с доказывает, что крупные твердые планеты могли рождаться и в условиях, когда в космосе еще не было достаточных элементов для их формирования, прежде всего кремния и железа. Для сравнения, возраст Земли составляет 4,54 млрд лет.

Всего в проекте HARPS-Nord, ведущую роль в котором играет Женевский университет, задействованы Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики, ТНГ-ИНАФ (Италия), Сент-Эндрюсский университет, Эдинбургский университет и Университет Квинс в Белфасте (Великобритания).