Ученые из США выяснили, что динозавры были мезотермическими животными

14 июня 2014, 11:57 UTC+3 Иван Пильщиков
Это особая категория живых существ, способных сохранять постоянную температуру тела
© EPA/JUSTIN LANE

НЬЮ-ЙОРК, 14 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Пильщиков/. Динозавры не были ни теплокровными, как современные млекопитающие и птицы, ни хладнокровными, как рептилии или амфибии. Исследования американских ученых, опубликованные 13 июня в журнале Science, свидетельствуют о том, в организмах этих древних ящеров сочетались оба данных принципа обогрева тела.

Палеонтологи и биологи из университетов штатов Нью-Мексико и Аризона утверждают, что динозавров, населявших Землю миллионы лет назад, следует относить к особой категории живых существ, которую они называют мезотермической, то есть средней между теплокровными и хладнокровными.

Исследователи отмечают, что существа, которые обладают способностью сохранять постоянную температуру тела, отличаются повышенным метаболизмом. Они быстрее двигаются, тратят больше энергии и нуждаются в большем количестве пищи. К таким существам относятся все млекопитающие и птицы. Температура тела хладнокровных животных меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Им требуется меньше еды, так как они более экономно тратят энергию, однако, при этом, их отличает и меньшая активность. В данную категорию входят, в частности, рептилии, амфибии и рыбы.

Как отмечают биологи, обе эти группы отличаются разными темпами роста: теплокровные увеличиваются в размерах быстрее, а хладнокровные - медленнее. "Если повысить метаболизм в два раза, то ровно в два раза увеличится и скорость роста", - подчеркнул ученый из Университета Нью-Мексико Джон Грейди.

Установить, как быстро росло животное, по словам авторов исследования, можно, изучив его кости, на которых образуются своего рода "годичные кольца" - примерно такие же, как в стволах деревьев. Ученые проанализировали структуру костей 381 вида животных, среди них - 21 вида динозавров, в частности, тиранозавров, аллозавров и троодонов, и пришли к выводу, что темпы роста древних ящеров были средними - более высокими, чем у хладнокровных, но более низкими, чем у теплокровных.

"Наши результаты показывают, что метаболизм динозавров был таким, какой не характерен ни для теплокровных, ни для хладнокровных организмов. Они функционировали не так, как млекопитающие или птицы, и не так как рептилии и рыбы", - подчеркнул эволюционный биолог из Университета штата Аризона Брайан Энквист.

Как утверждают ученые, динозавры частично обогревали свои тела самостоятельно, как теплокровные, а частично полагались на окружающую среду - подобно хладнокровным. По словам исследователей, животные, которые используют данную стратегию, есть и среди современных обитателей Земли. К этой категории они относят некоторые виды акул, тунца, кожистую черепаху, а также утконоса и ехидну. "Температура тела тунца, к примеру, снижается, когда он погружается глубже под воду, однако она всегда теплее окружающей среды", - пояснил Грейди.