Светлана Савицкая рассказала, какие работы выполняла в открытом космосе

31 июля 2014, 22:43 UTC+3

30 лет назад первая женщина-космонавт вышла за борт космического корабля

{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'HH:mm:ss') || '02:22'}}
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'mm:ss') || '02:22'}}
{{qualityItem | uppercase}}
HD .mp4 Высокое качество
SD .mp4 Среднее качество
AU .mp3 (2.17 MB) Аудио дорожка
© ТАСС ТВ

- Начинаем варить. Не торопясь, Света, не торопясь. Не спеша.

Мутная картинка, черная пустота и фигура в скафандре. Со сварочным аппаратом в руках впервые в истории женщина вышла за пределы космического корабля. Там Светлану Савицкую ждала совсем не легкая работа - три с половиной часа бортинженер орбитальной станции "Союз Т-7" занималась экспериментальной резкой, плавкой и напылением металлов в открытом космосе.

- Наша работа с Владимиром Александровичем прошла успешно.

Спустя три десятка лет на встрече с коллегами по освоению Вселенной она так же весела и активна. Об историческом полете рассказывает без романтизма - кратко, сухо, научно.

Светлана Савицкая, космонавт, дважды Герой Советского Союза:

- Мы вышли, мы работали, никто у нас лишний раз не спрашивал: "А как там, что там, как чего?" Главное, не мешали нам там работать. Хотя, действительно, были опасения, опасно там, не опасно.

И едва ли не так же кратко - об идее выхода первой женщины в открытый космос.

Светлана Савицкая:

- У меня была идея, что надо женский выход сделать. Потому что американцы начнут летать, они через год начали летать. Я понимала, что они одну из своих теток протолкнут и одной из них дадут выход, потому что это приоритетная вещь для страны.

Когда Земля уже под ногами, первые слова для отчета: "Полет прошел спокойно".

- Наша работа прошла очень слаженно. Я думаю, в первую очередь в этом заслуга нашей космонавтики.

А через 30 лет дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая с юмором вспоминает "интересные", как она их называет, моменты полета.

Светлана Савицкая:

- За два витка до стыковки чего-то дым пошел. Вообще говорили, что в летательным аппарате никогда ничего дымить не может, потому что по определению не может, так он надежно сделан. Ну вот у нас задымило. На спуске были интересные моменты с ручным управлением. Какие-то пайки там неправильно сделали. На экране видишь одно, а на самом деле происходит другое.

Она была второй  - через 20 лет после Валентины Терешковой - женщиной в космосе. После полета Светланы Савицкой представительницы прекрасной половины человечества стали довольно обычным явлением на орбите.

Илья Луданов, Иван Чистяков, Константин Уалерианов