Ученые обнаружили в Оренбургской области ранее неизвестный вид морских ящеров

2 февраля 2015, 11:52 UTC+3 ОРЕНБУРГ /Корр. ТАСС, Наталия Вълкова
По фрагментам костей они определили, что это были ящеры длиной 4-7 метров с крупной головой и мощной шеей
© EPA/ИТАР-ТАСС/HOLGER HOLLEMAN/Архив

ОРЕНБУРГ, 2 февраля. /Корр. ТАСС Наталия Вълкова/. Ученые обнаружили в Оренбургской области ранее неизвестный вид морских ящеров верхнемелового периода, палеонтологическим находкам более 65 млн лет, сообщил ТАСС председатель Ульяновского отделения Всероссийского палеонтологического общества Владимир Ефимов.

"В уникальном месторождении в Гайском районе Оренбургской области найдены относительно целые фрагменты скелетов ранее неизвестного вида плезиозавров рода "поликотилус", живших в конце мелового периода", - рассказал Ефимов.

По фрагментам черепа, зубов позвоночника, плечевого и тазового пояса, передней и задней конечности ученые определили, что это были ящеры длиной 4-7 метров с крупной головой и мощной шеей. Новый вид плезиозавров ученые назовут "поликотилус сопоцько" - по фамилии главного автора находки - руководителя клуба юных геологов -экологов города Орска, геолога Галины Сопоцько.

"Владимир Ефимов помог нам определить принадлежность остальных находок к семи видам древних ящеров. Кроме того, нами были обнаружены единичные фоссилии (ископаемые остатки - ТАСС) древних крокодилов, предположительно черепах и первых млекопитающихся. Такое необычно богатое и разнообразное скопление позднемеловой флоры и фауны, их хорошая сохранность может оцениваться как уникальное", - сказала Сопоцько.

Находки костей и зубов крупных морских ящеров в палеонтологии - явление крайне редкое. Подобная коллекция ранее была собрана археологами в конце XIX века в Орском уезде Оренбургской губернии. Эти материалы были опубликованы в 1911 году в книге известного палеонтолога Николая Боголюбова "Из истории плезиозавров в России", где описывается найденный вид мозазавра и несколько видов короткошейных и длинношейных плезиозавров. Палеонтологические находки XIX века находятся всего в 20 км от нового местонахождения верхнемеловой фауны.

Плезиозавры - морские пресмыкающиеся с длинной шеей, маленькой головой и коротким телом - существовали в юрский и меловой период от 199 до 65 млн лет назад.