Ученые хотят подтвердить расчеты размеров шерстистых носорогов благодаря находке в Якутии

4 марта 2015, 11:21 UTC+3 ТОМСК ТОМСК 4, марта. /ТАСС

Оценка темпов роста и развития древних животных также позволит в перспективе выработать меры по сохранению современных носорогов

Останки детеныша шерстистого носорога

© Архив EPA/YAKUTIAN ACADEMY OF SCIENCES

ТОМСК, 4 марта. /ТАСС/. Ученые Томского государственного университета (ТГУ) рассчитывают, что находка останков шерстистого носорога в Якутии поможет подтвердить вычисленные размеры детенышей этих животных. Это позволит провести параллели между ископаемыми и современными носорогами, а также решить проблему сохранения этих животных, сообщил сегодня ТАСС доцент геолого- географического факультета ТГУ Андрей Шпанский.

Ранее ученый рассчитал размеры у детенышей шерстистых носорогов и как они росли до своего "совершеннолетия" на основании разрозненных костей, найденных в Томской области. Согласно расчетам, в течение первых 4-5 лет темпы роста были большими, детеныши росли быстро и достигали 140 см в плечах к 5 годам. Затем рост замедлялся, взрослые животные вырастали до 160-180 см. Отдельные экземпляры могли быть до 2 м высотой.

"Возможно, находка в Якутии поможет нам уточнить вычисленные размеры юных шерстистых носорогов и качественно сопоставить особенности строения черепа и костей конечностей. В практическом смысле уточнение размеров поможет выяснению экологического состояния популяции - посмотреть частоту гибели детенышей, поскольку это часто хороший показатель состояния условий", - сказал Шпанский.

Кроме того, оценка темпов роста и развития древних животных позволит в перспективе выработать меры по сохранению современных носорогов. "Например, африканский белый носорог (занесен в Международную Красную книгу - прим. ТАСС) по своему образу жизни близок к ископаемому. Можно провести аналогий сходства некоторых условий обитания, что позволит выяснить, что можно сделать для сохранения современных носорогов", - отметил ученый.

По данным ТГУ, в мире очень мало специалистов, занимающихся исследованиями ископаемых носорогов. В России одна группа работает в Якутии, где недавно были обнаружены останки детеныша шерстистого носорога, есть специалисты в Томске, Москве, Санкт-Петербурге. В палеонтологическом музее ТГУ представлен скелет взрослого шерстистого носорога - экспонат из разрозненных костей, найденных в разных местах в разные годы. Высота скелета - 160 см, длина рога - около 120 см.

Шерстистые носороги Coelodonta antiquitatis вымерли около 10 тысяч лет назад. Были распространены в плейстоценовую эпоху на территории Северной Евразии. Весили около 3 тонн, жили до 45 лет, питались травянистой растительностью. Период существования животного частично совпал со временем оледенения, и исчезновение шерстистого носорога ученые связывают со значительными переменами в климате на границе плейстоцена и голоцена (современной эпохи).