ЦЕРН отложил запуск Большого адронного коллайдера из-за неполадок

25 марта 2015, 0:07 UTC+3 ЖЕНЕВА /Корр. ТАСС, Константин Прибытков

21 марта было зафиксировано короткое замыкание в одном из магнитов. Задержка с запуском "может составить от нескольких дней до нескольких недель"

© MARTIAL TREZZINI/EPA/ИТАР-ТАСС

ЖЕНЕВА, 25 марта. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) отложила из-за неожиданно возникших неполадок запуск Большого адронного коллайдера (БАК) - крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц. Как сообщила во вторник пресс- служба ЦЕРН, 21 марта было зафиксировано короткое замыкание в одном из магнитов, и сейчас выясняются причины этой проблемы.

"Пучки протонов не будут циркулировать в БАК на этой неделе", - говорится в сообщении. Задержка "может составить от нескольких дней до нескольких недель".

На ускорителе в течение двух лет проводились работы по повышению его мощности. Одна из целей состояла в том, чтобы увеличить почти в два раза энергию столкновений пучков протонов по сравнению с 2012 годом - с 8 до 13 ТэВ. Специалисты ожидают, что такой уровень энергии откроет новые возможности для исследований. Как ранее заявляли в ЦЕРН, первые столкновения пучков планировалось осуществить в мае. Тестирование было проведено в начале марта, а в к концу марта предполагалось "включить" пучки.

В связи с возникшей задержкой в ЦЕРН отмечают, что "сейчас осуществляется оценка ситуации, и пересмотренный график будет объявлен как только станет известен". "Как бы там ни было, влияние на работу БАК будет минимальным: 2015-й - это год для полного понимания функционирования модернизированной машины, чтобы можно было в полной мере провести физические эксперименты в 2016-2018 годах".

Протяженность находящегося на глубине около 150 метров БАК, расположенного на территории Швейцарии и Франции недалеко от Женевы, составляет 27 км. Эксперименты с пучками помогают ученым глубже проникнуть в тайны мироздания. Впечатляющим достижением стало обнаружение бозона Хиггса, отсутствовавшего на протяжении десятилетий последнего звена физической теории "Стандартного типа". Это открытие принесло бельгийскому ученому Франсуа Энглеру и британскому профессору Питеру Хиггсу в 2013 году Нобелевскую премию по физике "за теоретическое открытие механизма, который позволяет лучше понять возникновение массы субатомных частиц и который был подтвержден недавним открытием предсказанной фундаментальной частицы в ходе экспериментов в Большом адронном коллайдере ЦЕРН".