Ученые выяснили, сколько длятся сутки на Сатурне

26 марта 2015, 11:46 UTC+3 НЬЮ-ЙОРК марта. /Корр.ТАСС, Игорь Борисенко

Они короче, чем считалось ранее, свидетельствует новое исследование

Зонд "Кассини" возле Сатурна

© EPA/NASA/JPL

НЬЮ-ЙОРК, 26 марта. /Корр.ТАСС Игорь Борисенко/. Сутки на Сатурне - шестой от Солнца планете нашей системы - возможно, на несколько минут короче, чем считалось ранее.

По наблюдениям, произведенным с помощью аппарата "Вояджер-2" в 1981 году, сутки Сатурна равнялись 10 часам 39 минутам 22,4 секундам, пишет журнал Nature.

Когда же аналогичные наблюдения были произведены аппаратурой зонда "Кассини", достигшего планеты в июне 2004 года, то продолжительность суток оказалась почти на 8 минут больше - 10 часов 47 минут 6 секунд. Повторные замеры дали еще больший разброс - от 10 часов 32 минут до 10 часов 47 минут, что "неудовлетворительно для столь фундаментального вопроса", отмечает журнал.

Сатурн - газовый гигант, состоит в основном из водорода с примесями гелия и следами воды, метана и аммиака. Установленное на аппаратах "Вояджера" и "Кассини" оборудование для определения скорости вращения планеты осуществляло замеры радиоизлучения.

Для уточнения этих расчетов международная группа ученых построила теоретическую модель, опирающуюся на данные о гравитационном поле планеты, и получила результат - 10 часов 33 минуты. По мнению одной из участниц исследования - Равит Хеллед из Университета Тель-Авива - "этот результат хорошо согласуется с прежними данными, хотя он основан на иных методах".

Проведя расчеты скорости вращения Сатурна, ученые использовали этот же метод для расчета скорости вращения Юпитера, а затем сравнили полученные результаты с уже имеющимися данными. Совпадение, по словам участников исследования, "было очень вдохновляющим".

Новые, более точные данные о скорости вращения Сатурна помогут в изучении внутреннего строения планеты, а также окружающей Сатурн системы колец.